Учебный план 2023-2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию воспитанников № 113
г. Екатеринбург, ул. Шарташская, 16, тел./факс (343)350-13-08 e-mail: mdoul 13@eduekb.ru. https://113.tvovsadik.ru/

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол № 1
« 30 » августа 2023 г.

УТВЕРЖдаО.

Заведующий МБДОУ
1

к1|

щ

Абзалова
2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(план образовательной деятельности с детьми)
основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного
образования
в группах раннего возраста
на 2023-2024 учебный год
Вид детской деятельности
познавательное
развитие

речевое развитие

социально коммуникативное
развитие
художественно эстетическое
развитие
физическое развитие

познавательная деятельность
предметная деятельность
экспериментирование с материалами и
веществами
речевая деятельность
ситуативно-деловое общение со взрослым и
эмоционально-практическое со сверстниками под
руководством взрослого
самообслуживание и элементарные трудовые
действия

Количество часов в неделю
кол-во
Минут
1
10
1
10
10

1

10

1

реализуется через
совместную деятельность
реализуется через
совместную деятельность

музыкальная деятельность

20

2

изобразительная деятельность

20

2

двигательная деятельность

20
100 мин.

2
10

Итого:
Максимально допустимый объем образовательной
нагрузки

100 мин.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию воспитанников № 113
г. Екатеринбург, ул. Шарташская, 16, тел./факс (343)350-13-08 e-mail: rndoul 13@eduekb.ru. https://! 13.tvovsadik.ru/

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол № 1
« 30 » августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ.
Заведующий МБДОУ
. . Т . Абзалова
2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(план образовательной деятельности с детьми)
основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного
образования
в группах раннего возраста
на 2023-2024 учебный год
Вид детской деятельности
познавательное
развитие

речевое развитие

социально коммуникативное
развитие
художественно эстетическое
развитие
физическое развитие

познавательная деятельность
предметная деятельность
экспериментирование с материалами и
веществами
речевая деятельность
ситуативно-деловое общение со взрослым и
эмоционально-практическое со сверстниками под
руководством взрослого
самообслуживание и элементарные трудовые
действия

Количество часов в неделю
кол-во
Минут
1
10
1
10
10

1

10

1

реализуется через
совместную деятельность
реализуется через
совместную деятельность

музыкальная деятельность

20

2

изобразительная деятельность

20

2

двигательная деятельность

20
100 мин.

2
10

Итого:
Максимально допустимый объем образовательной
нагрузки

100 мин.

Пояснительная записка
Учебный план основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного
образования (далее - ООП ДО) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию
воспитанников № 113 (далее - ДОУ) разработан в соответствии с нормативными правовыми документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.№1155;
• Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 28 января 2021 года;
Учебный план - документ, который определяет перечень образовательных областей (с учетом принципа
интеграции содержания), образовательную нагрузку на ребенка (с учетом возраста) в разнообразных формах
обучения (в т.ч. образовательных предложений для всей группы детей - непрерывной образовательной
деятельности, образовательной ситуации) в детских видах деятельности, их последовательности и периодичности
(распределение по частоте), длительности организации (количество условных часов (периодов) с учетом объема
содержания (образовательных задач) каждого из пяти модулей образовательной деятельности, обеспечивающих
освоение ООП ДО.
При необходимости, может быть реализован индивидуальный" учебный план, на основе
индивидуализации содержания ООП ДО (или адаптированной образовательной программы (АОП) с учетом
особенностей" и образовательных потребностей" конкретного ребенка).
Учебный план представляет документ, учитывающий специфику дошкольного образования, отсутствие
предметного характера содержания образования на данном уровне образования, реализацию модулей
образовательной деятельности в детских видах деятельности. Учебный план обеспечивает целостность
образовательного процесса, представляет собой планирование образовательной деятельности не только в формах
непрерывной образовательной деятельности, но и образовательной деятельности в режимных моментах в течение
дня с распределением времени (длительности периодов), организации самостоятельной деятельности детей, на
основе действующего СанПиН.
Структура учебного плана включает обязательную часть, составляющую не менее 60% от общего объема и
часть, формируемую участниками образовательных отношений, не более 40%, отводимого на освоение ООП ДО.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО обе части являются взаимодополняющими, сохраняя комплексность
подхода в направлениях развития и образования детей (далее - образовательные области) и через следующие
структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания детей:
•
«Социально-коммуникативное развитие»
•
«Познавательное развитие»
•
«Речевое развитие»
•
«Художественно-эстетическое развитие»
•
«Физическое развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение и присвоение норм, правил поведения и
морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие общения ребенка со взрослыми и
сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка
основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,
сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной
отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и
отношений; развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных
действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, интереса и мотивации к
познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий,
развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к
творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира,
представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической
культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях
внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание
гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении,
культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества,

многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине,
геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий,
овладение логико-математическими способами их познания; формирование представлений о цифровых средствах
познания окружающего мира, способах их безопасного использования.
Речевое развитие включает владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие
фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически
правильной и связной речи (диалогической и монологической); ознакомление с литературными произведениями
различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного
восприятия; развитие речевого творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание
эстетического вкуса; формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр,
народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности
(рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных
инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных
средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию художественно-творческих
способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и
другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной,
музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Физическое развитие включает приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах
деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость),
координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирование опорно-двигательного
аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями
(метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкальноритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол,
футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств
(воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за
выдающиеся достижения российских спортсменов; приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху,
формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в
разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах
деятельности:
- в раннем возрасте (2 - 3 года) - предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из
кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловое
общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная
деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая
(изобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи
взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и
конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые
действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность
(слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).
- для детей дошкольного возраста (3 года - 7(8) лет) - игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная,
режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым
(ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативноделовое, внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и
монологическая речь); познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и
замыслу ребенка; двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения,
подвижные и элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

Обязательная часть представляет комплексность подхода с учетом содержания Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования, обеспечивая развитие воспитанников, во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях и составляет не менее 60% .
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего
нормативного времени, отводимого на освоение ООП ДО. Она отражает специфику национально-культурных,
демографических и климатических условий города Екатеринбурга и Среднего Урала, представлена реализацией
парциальных программ.
Содержание ООП ДО с учетом национально-культурных условий не выделено через специально
отведенное время в формах непрерывной образовательной деятельности, оно реализуется через различные виды
совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах - различные виды игр, экскурсии, чтение,
рассматривание иллюстраций, творческие мастерские и др.
Таким образом, содержание ООП ДО реализуется с учетом образовательных потребностей и интересов
воспитанников, членов их семей, специфики национальных, социокультурных и климатических условий, а также
возможностей педагогического коллектива.
Реализация учебного плана обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных
видах общения и деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных
механизмах развития ребенка), мотивации и способностей воспитанников с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Допускается осуществлять образовательную
деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность образовательной деятельности (занятия):
•
детей раннего возраста от 2 лет до 3 лет - не более 10 минут;
•
для детей 4-года жизни - не более 15 минут;
•
для детей 5-года жизни - не более 20 минут;
•
для детей 6-года жизни - не более 25 минут;
•
для детей 7-года жизни лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня составляет:
•
для детей 4-года жизни - не превышает 30 минут;
•
для детей 5-года жизни - не превышает 40 минут;
•
для детей 6-года жизни - не превышает 50 минут в первой половине дня и 25 минут во второй
половине дня;
•
для детей 7-года жизни - не превышает 90 минут.
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами образовательной деятельности (занятия) - не менее 10 минут.
С детьми старшей группы образовательная деятельность может осуществляться во второй половине дня
после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 минут в день (соответственно).
Образовательная деятельность (занятие), требующая повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся
физкультурные и музыкальные занятия.
Образовательная деятельность (занятия) по физическому развитию с воспитанниками второго и третьего
года жизни осуществляется по подгруппам 2 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому
развитию ООП ДО проводятся в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении
или в физкультурном зале. Количество воспитанников в группе для занятий по физическому развитию и их
продолжительность зависят от возраста и составляют: от 2 лет до 3 лет - 10 мин.
Занятия по физическому развитию для воспитанников в возрасте от 3 до 7(8) лет организуется 3 раза в
неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
•
для детей 4-года жизни - 15 мин.;
•
для детей 5-года жизни - 20 мин.;
•
для детей 6-года жизни - 25 мин.;
•
для детей 7-года жизни - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию
детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и
наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная образовательная
деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе.
Для достижения достаточного объема двигательной активности воспитанников используются все организованные
формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны
медицинского работника
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность основана на организации таких видов деятельности как:
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной
образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности
ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех
образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах
- это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые
проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр.
Речевая деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и
освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности,
подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми
произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов
детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся
музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов
живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей,
знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов
познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой
(рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходережимных моментов
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости
дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников
применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
- наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные,
музыкальные, подвижные и пр.);
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных
проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и
сверстникам;
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной
деятельности в первой половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной" активности и укрепление
здоровья детей;
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и
зависимостей" в природе, воспитание отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой" природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей" на участке детского сада;
- свободное общение воспитателя с детьми.
Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня включающая культурные
практики.
Во второй" половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на
проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках

создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра - драматизация,
строительно-конструктивные игры).
Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта носят
проблемный" характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в
разрешении которой" они принимают непосредственное участие.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.
Мастерские разнообразны по своей" тематике, содержанию.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации
художественно-творческой" деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и
литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей" на
литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный" тренинг - система заданий преимущественно игрового характера,
обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности. Сюда
относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Детский" досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый" взрослыми для игры, развлечения,
отдыха.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный" характер и
организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».