Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 113 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, 16, тел./факс (343)350-13-08 e-mail: mdou113@eduekb.ru. https://113.tvoysadik.ru/ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» срок реализации 2 года (с 5 лет до 7 лет) Основания для разработки Методологической основой дополнительной образовательной программы является: Колесникова Е.В. Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». - М.: Издательство «Ювента», 2015. - 64 с. Цели и задачи Целью реализации программы является – развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного, жизненного и познавательного опыта ребёнка. Подготовка детей к школе, формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукобуквенного анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков. Цели и задачи • Практические задачи: формировать у дошкольников умения проводить звуковой анализ слов; формировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся; научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов; познакомить со слогом, слоговой структурой слова. Формировать умение – делить слова на слоги, ставить ударение в словах, определять ударный слог; научить детей различать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; формировать умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки; научить определять и обозначать на схеме место заданного звука в слове (в начале, середине и в конце) используя графические изображения звуков; формировать умение у дошкольников соотносить звук и букву; учить дошкольников сознательному, правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами, далее развивать навыки чтения целыми словами и предложениями. Цели и задачи • Развивающие задачи: развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру детей; развивать способность к восприятию и анализу пространственных отношений; развивать графические навыки у дошкольников; развивать и обогащать активный и пассивный словарь дошкольников; развивать мелкую моторику и зрительнодвигательную координацию. Возрастные категории - старший дошкольный возраст - от 5 до 6 лет (старшая группа), - подготовительный к школе возраст – от 6 до 7 лет (подготовительная к к школе группа). Планируемые результаты Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Общеречевые способности: У детей сформированы элементарные умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Они умеют использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками логичную объяснительную речь, владеют основными формулами эмоционального взаимодействия с людьми в ситуациях приветствия, прощания. Дети стремятся подбирать точные слова для выражения мысли. Они имеют представление о различии литературных жанров: сказки, пословицы, стихотворения, считалочки и т.д. Дети знакомы с книжной культурой, обладают базовыми представлениями о классической и современной детской литературе. Планируемые результаты Овладение элементами грамоты Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению: развит фонематический слух и восприятие; правильно произносить все звуки; выделять из слов звуки; отчетливо и ясно произносить слова; усвоение лексико-грамматического строя речи; выделять слова и предложения из речи; соблюдать орфоэпические нормы произношения; развитие связной речи, навыки звукового анализа и синтеза; раскрывать смысл несложных слов; пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям составлять предложения по опорным словам, по заданной теме. Планируемые результаты Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму: развито зрительно - пространственные представления; графо - моторные навыки; тонкая ручная моторика; • Ожидаемым результатам по реализации донной программы будет создание предпосылок для формирования грамотного письма и профилактики различных видов дизграфии, так же создание предпосылок для формирования навыка чтения (правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного). У дошкольников складываются предпосылки грамотности. Реализация содержания образования • Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы и направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, моральных эстетических. физических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. • Программа реализуется в следующих образовательных областях: социально - коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно - эстетическое развитие физическое развитие Реализация содержания образования • Данный курс отличает гибкость в подходах к обучению основ грамоте, что позволяет его эффективно использовать в различных формах дошкольного образования и обучающих методиках. Насыщенность курса историями, сказками, песнями, веселыми стишками, играми, как и постоянное присутствие на занятиях игрушечного гномика Буквоешки и его волшебного ноотбука, делают процесс изучения основ грамоты чрезвычайно привлекательным для детей дошкольного возраста. Взаимодействие с семьями воспитанников Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Основной принцип взаимодействия основан на идее партнерства и концепции «компетентный воспитатель»/ «компетентный родитель» Взаимодействие с семьями воспитанников В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - единый подход к процессу воспитания ребёнка; - открытость дошкольного учреждения для родителей; - взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; - уважение и доброжелательность друг к другу; - дифференцированный подход к каждой семье. Взаимодействие с семьями воспитанников формирование психолого-педагогических знаний родителей; • приобщение родителей к участию в жизни ДОУ, принятии решений о его деятельности; • оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; • изучение и распространение лучшего семейного опыта. •