Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 113 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, 16, тел./факс (343)350-13-08 e-mail: mdou113@eduekb.ru. https://113.tvoysadik.ru/ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА И ТАНЕЦ» срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет) Основания для разработки Программа разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ регулирующими его деятельность: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Конвенция ООН о правах ребенка. 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). 4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2). 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования и науки РФ от 03.06.2003 г. Цели и задачи • Цель Программы: формирование общей культуры личности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром средствами музыки и ритмических движений. Цели и задачи Задачи Программы: образовательные: - формировать представления о танцевальной культуре разных народов; - учить отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок; - способствовать выражению собственного восприятия музыки через образы; - учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами; - расширять двигательный опыт, пополнять запас танцевальных движений. развивающие: - развивать гибкость, пластичность, выразительность и точность движения; - развивать умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой; - развивать координацию движений, укреплять опорно-двигательный аппарат; - развивать творческое воображение и фантазию; развивать способности к импровизации; - развивать эмоциональную сферу и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; воспитательные: - воспитывать у детей интерес к занятиям путем создания положительного эмоционального настроя; - формировать чувство такта и навыки взаимодействия в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Возрастные категории - младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет (младшая группа), - средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа), - старший дошкольный возраст - от 5 до 6 лет (старшая группа), - подготовительный к школе возраст – от 6 до 7 лет (подготовительная к к школе группа). Планируемые результаты Результаты освоения Программы представлены в виде характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного детства (к концу 7-го года жизни): - ребенок овладевает культурными способами деятельности, проявляет самостоятельность и инициативу в разных видах деятельности – игре, общении, музыкально-ритмической; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру искусства; активно взаимодействует с детьми и взрослыми, участвует в совместной деятельности – занятиях, концертах, праздниках, конкурсах и фестивалях; - ребенок способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игровой и музыкально-ритмической деятельности; - ребенок владеет разными видами общеразвивающих и танцевальных движений; хорошо ориентируется в пространстве; точно и правильно исполняет движения в танцевальных композициях, этюдах, танцах; - ребенок подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок обладает начальными знаниями о разных видах танцевального искусства; знает и различает жанры музыкальных произведений – марш, полька, вальс, русская пляска, современный эстрадный танец, рок-н-ролл. Реализация содержания образования • Программа разделена на отдельные тематические части (модули): «Музыка и движение» и «Азбука танца», но в связи со спецификой занятий танцами, границы их условны. Педагог строит образовательный процесс таким образом, чтобы не нарушать его целостность, учитывая цели и задачи не только художественно эстетического развития детей, но и социально - коммуникативного, познавательного, физического и речевого развития. • Процесс обучения происходит очень динамично, со сменой различных ритмов и танцев, импровизацией движений и танцевальных игр. Программа также предусматривает упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающие правильную осанку. Наряду с этим включаются упражнения, имеющие целью музыкально - ритмическое развитие. • Значительная часть программы посвящена азбуке музыкального движения, танца. Это различные виды шагов, знакомство с рисунком танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию, что подготавливает детей к исполнению более сложных элементов. Наряду с этим в Программу включены сюжетные и игровые танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актерское мастерство. Реализация содержания образования • На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно постановочной работы нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движения, раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их исполнительское и актерское мастерство. • На первом году обучение начинается с упражнений на ориентировку в пространстве. Основным видом деятельности является игровая деятельность. Через музыкально - ритмические игры дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной грамотой. Ритмика, в данном случае, выступает как средство укрепления опорно-двигательного аппарата и развития эластичности мышц. Упражнения осваиваются детьми через образные сравнения в игровой форме. Эти упражнения подготавливают мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса. • На втором году обучения основой деятельности становятся элементы классического и народного танца. Элементы сценического танца используются, как средство развития танцевальности, исполнительского мастерства и концертной деятельности. • На третьем и четвертом году обучения дети знакомятся с современным танцем, его направлениями. Дети не только знакомятся с элементами современного танца, но и учатся эмоциональной выразительности посредством движений. Взаимодействие с семьями воспитанников Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Основной принцип взаимодействия основан на идее партнерства и концепции «компетентный воспитатель»/ «компетентный родитель» Взаимодействие с семьями воспитанников В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - единый подход к процессу воспитания ребёнка; - открытость дошкольного учреждения для родителей; - взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; - уважение и доброжелательность друг к другу; - дифференцированный подход к каждой семье. Взаимодействие с семьями воспитанников формирование психолого-педагогических знаний родителей; • приобщение родителей к участию в жизни ДОУ, принятии решений о его деятельности; • оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; • изучение и распространение лучшего семейного опыта. •