ДОП ТИКО-ФАНТАЗЕР на сайт АИС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию воспитанников № 113
г. Екатеринбург, ул. Шарташская, 16, тел./факс (343)350-13-08 e-mail: mdou113@yamdex.ru. https://113.tvoysadik.ru/

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ детского сада № 113
Протокол № _____
«_____» ___________________ 20____ г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ детского сада № 113
_______________ И.Г. Абзалова
Приказ № __________
«_______» ________________ 20____ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ТЕХНИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ «ТИКО - ФАНТАЗЕР»
срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет)

Екатеринбург, 2019 г.

СОДЕРЖАИЕ

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы реализации Программы
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Планируемые результаты освоения Программы
Развивающее оценивание качества образования

2.
2.1.

2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности с описанием вариативных форм, способов,
методов и средств по реализации дополнительной общеразвивающей программе
технической направленности «ТИКО – ФАНТАЗЕР»
Образовательный модуль «Путешествие в страну «Малыш»
Образовательный модуль «Путешествие в страну «Фантазер»
Образовательный модуль «Путешествие в страну «Архимед»
Образовательный модуль «Путешествие в страну «Познание»
Формы взаимодействия с родителями
Методы, формы и способы поддержки детской инициативы

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

Организационный раздел
Методическое обеспечение
Материально – техническое обеспечение
Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Рабочая программа образовательного модуля «Путешествие в страну «Малыш»
Рабочая программа образовательного модуля «Путешествие в страну «Фантазер»
Рабочая программа образовательного модуля «Путешествие в страну «Архимед»
Рабочая программа образовательного модуля «Путешествие в страну «Познание»

Приложение
Приложение 1. Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста
Приложение 2. Календарный учебный график
Приложение 3. Учебный план
Приложение 4. Расписание непрерывной образовательной деятельности

1.
Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста (3-7 лет) технической направленности «Тико – фантазер» (далее Программа) имеет
техническую направленность и позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников
пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» трансформируемым игровым конструктором для обучения.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью развития
навыков пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего
интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования
позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и
зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и
сформировать универсальные логические действия.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает
интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов и соответствует
возрастным особенностям дошкольника.
Изучив курс Программы, дети успешно овладеют основными приёмами умственной деятельности, смогут
ориентироваться на плоскости и в пространстве, общаться, работать в группе, коллективе, увлечься
самостоятельным техническим творчеством.
Для ребёнка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно
продемонстрировать; это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к
познанию.
Программа открывает для этого самые благоприятные возможности. Дети создадут конструкции на
различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда
дети освоят навыки креативного моделирования и приобретут способность синтезировать свои собственные
конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ, созданных в результате
совместного творчества.
Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое
мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития творческих и логических
способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования.
Работа с ним открывает ребёнку новый мир технического знания, дает родителям возможность без скуки и с
пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, а педагогам - шанс упрочить свой
педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального роста.
Программа обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию,
основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО.
Программа, способствует развитию конструктивного мышления детей дошкольного возраста в
познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности.
«ТИКО» или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных
фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится
наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки к объемной фигуре и обратно. Внутри
больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка»,
«двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до
мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Конструирование - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и
детей, детей друг с другом и позволяющий провести время интересно и с пользой. При этом дети через
развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения,
находить наиболее действенный способ достижения цели.
Методологической основой дополнительной образовательной программы является:
Карпова Н.М. ТИКО – конструирование [Текст] метод. рекомендации/, И.В. Логинова и др..- Великий Новгород:
МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011
Объем программы - 4 года обучения, рассчитан на 39 недель в год, с недельной нагрузкой - 2 раза в неделю.
Форма организации занятий - подгрупповая. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности
для детей от 3 до лет не более 15 минут, от 4 до 5 лет не более 20 минут, от 5 до 6 лет не более 25 минут, для детей
от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Непрерывная образовательная деятельность в форме занятий проводится 2 раза в неделю по подгруппам (811 человек) у детей 4-го, 5-го, 6–го и 7 - го года жизни.

Занятия проводятся во вторую половину дня вне образовательной деятельности по реализации основной
общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования.
Время, отведенное на непосредственно образовательную деятельность - занятия, соответствует возрасту
воспитанников и требованиям СанПиН.
В образовательной программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые
ориентиры дошкольного образования.
Цели и задачи реализации Программы
Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в
окружающем мире, развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного
логического мышления.
Задачи программы:
Обучающие
 формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.
Развивающие
 расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие
художественно-эстетического вкуса;
 развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов
умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
 развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование,
контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
 развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
 создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на
основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
 формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно
создаваемой предметной средой.
Программа состоит из четырех модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
1.2.

1.3.
Принципы и подходы реализации Программы
 системно-деятельностный подход в обучении, основанный на решении практических задач (проблем) и
ориентированный на процесс, т.е. на осознанное владение самим процессом учения, входящими в его состав
действиями, их последовательностью и связями между понятиями;
 теория развития личности, основанная на освоении универсальных способов деятельности.
Основными принципами программы являются принципы диалогичности, творческой и проектной
деятельности, поддержки самоопределения обучающегося.
 принцип диалогичности предполагает, что развитие детей осуществляется в процессе такого взаимодействия
педагога и обучающихся, обучающихся друг с другом, содержанием которого являются совместное
продуцирование объектов и предметов окружающего мира, их художественно-эстетическое оформление.
 принцип поддержки самостоятельности и самоопределения обучающихся. Приобретение обучающимися
опыта самоопределения происходит в процессе конкретной практической деятельности, в ходе которой,
обучающиеся взаимодействуют, обмениваются собственными знаниями и опытом, по собственному замыслу
конструируют, тем самым формируя багаж своих интересов, выбирая жизненные приоритеты. Таким образом,
систематический курс занятий по ТИКО-моделированию на материале поисково-творческих конструкторских
задач создает благоприятные условия для воспитания культуры мышления, которая характеризуется
возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее
целей и находить способы их достижения.
 принцип творческой деятельности способствует приобретению детьми возможности самостоятельно
реализовать собственные способности в процессе решения конструкторских задач поисково-творческого
характера. Творческая деятельность способствует проявлению у обучающихся самодеятельности,
самореализации, воплощению их собственных идей, которые направлены на создание нового. Если в процессе
учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая
способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые
подходы к рассмотрению проблемной ситуации.
 принцип проектной деятельности предполагает последовательную ориентации всей деятельности педагога в
кружке моделирования «Геометрика» на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное
проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. Совместное проектирование
основывается на таких ценностных ориентирах, как коммуникабельность, предприимчивость,

самостоятельность, организационная и управленческая компетентность. Девизом данной программы стали
такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно - Проектирую».
•
поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни
значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что
этот период есть период подготовки к следующему периоду;
•
личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
•
уважения к личности ребенка;
•
реализации образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
•
полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
•
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при
котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
•
содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
•
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
•
сотрудничества ДОУ с семьей;
•
приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
•
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
•
возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития).
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
4-й год жизни (3-4 года)
Происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с
окружающими: взрослыми и сверстниками. В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится
«я сам». Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса 3 лет.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как
любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.
Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему,
стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки
ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно
ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребёнка быть
независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и
запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и
правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований
взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются
указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому.
Ребёнок четвёртого года жизни начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочкаженщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет
первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков
(одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.).
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают
целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в
повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу
неустойчивости внимания, недостаточной сформированности произвольности поведения ребенок быстро
отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом
психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его
информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста
1.4.

развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В
игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес
маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения,
обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над
индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей
доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В
игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со
свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые
общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.
Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами
ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не
только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые
представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в
развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем,
которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка
в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для
исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить
план совместной деятельности.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному.
Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и
ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.
5-й год жизни (4-5 лет)
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят
заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная
двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом
психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Дети этого возраста ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают
складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому они обращаются к
сверстнику, когда тот не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. К 5-и
годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не
перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему.
Наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок
пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Дети этого возраста имеют дифференцированное представление о собственной гендерной
принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня
короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик
– сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный
замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и
способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также
дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается
наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные
движения.
Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности,
особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек,
хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со
взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные
игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию
познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских
ответах в форме сложноподчиненных предложений.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие
литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Важнейшим новообразованием данного возраста является выход сознания за пределы непосредственно
воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник
увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер.
Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника
приобретает особую значимость.
Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер. В этом возрасте, как ни в каком другом,
дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
6-й год жизни (5-6 лет)
Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Повышается
избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют
успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными
качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и
сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Яидеальном дифференцируются более четко.
На шестом году жизни у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. Продолжает
развиваться дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам
(женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика тендерного поведения).
Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью. Замечают
проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально
одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают
роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности.
В этом возрасте в поведении происходят качественные изменения – формируется возможность
саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им
взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную
работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию
детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм
(дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно
лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. Развивается соподчинение мотивов
(например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника. К этому периоду
жизни накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок
стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению
познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор может являться фактором, позитивно
влияющим на его успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, старший
дошкольник может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо
целенаправленно. Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. умение последовательно
и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое
помогает заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень
привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Объём памяти изменяется не
существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные
приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать
более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых
представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным)
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и
предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые
чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести: любопытство; любознательность; чувство юмора; удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного; чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости; чувство стыда; чувство дружбы.

7-й год жизни (6-7 лет)
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения
становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими
впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что
видели, участвуют в ситуациях общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом
могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Однако в общении и
взаимодействии отмечается стремление в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
Дети этого возраста способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек – это
такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать (положительная
окрашенность слова «экономный» и отрицательная - слова «жадный»). Могут совершать позитивный
нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут
самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться, от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их
социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. В процессе усвоения нравственных норм и
правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
При организации совместных игр используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой
степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Способны отражать достаточно сложные социальные события рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. Могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от
исполнения одной к исполнению другой. В соответствии с сюжетной линией вступают во взаимодействие с
несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста
более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они
более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность понимать
эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают
его эмоциональных переживаний.
Поведение детей начинает регулироваться на основе представлений о том, что хорошо и что плохо. С
развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать
свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и
смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.
У детей седьмого года жизни уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах
деятельности. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на
основе имеющихся знаний, умений и навыков. Попытки самостоятельно придумать объяснения различным
явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется
познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки
использовать их самостоятельно.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение,
чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще
испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее
существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение
новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве
(считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели)
запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой
задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания - повторение.
Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое
упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.
Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных
продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так,
например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в
самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй
и т. п. дети седьмого года жизни не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до
начала деятельности.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы
Критерии
оценки

1.
Интерес
конструированию

2. Способности
умения
конструировать

Уровни сформированности критериев оценки
Критерий
Критерий в стадии
Критерий
сформирован
формирования
не сформирован
Показатели уровня сформированности критериев оценки

к Выбирает
конструирование и для
совместной, и для
самостоятельной
деятельности

и В продукте отражены
показатели творчества,
признаки
оригинальности,
способен зарисовать
схему
своей
постройки, составить
алгоритм выполнения
модели
3.
Развитие Выполнение задания
конструктивных,
делает безошибочно,
математических,
самостоятельно.
логических
Может
способностей
самостоятельно
определить систему,
надсистему,
подсистему
4.
Ориентация
в Выполняет
задания
пространстве
безошибочно,
знает
все направления, умеет
правильно расположит
предмет
5.Развитие речи
Знает
понятийный
аппарат,
умеет
правильно называть
конструктор, детали
конструктора. Может
придумать сказку по
изготовленной
им
модели,
может
рассказать, как он
собирал модель

Выбирает
конструирование чаще
для
совместной
деятельности, редко
для самостоятельной
деятельности
Может
самостоятельно
построить модель по
образцу, по схеме, по
фотографии,
не
способен
сам
зарисовать схему

Редко присоединяется к
конструирующему
взрослому или детям, не
выбирает конструирование
для
самостоятельной
деятельности
Продукт создается только
при
совместной
деятельности
с
использованием образца

Нуждается в помощи, Не отвечает на вопросы,
допускает
много делает всё неправильно,
ошибок
часто ошибается

Нуждается в помощи, Не отвечает на вопросы,
допускает
ошибки, делает всё неправильно
путает, где «лево», где
«право»
Нуждается в помощи,
в наводящих вопросах,
путает
название
деталей конструктора

Не может рассказать, что
смоделировал,
назвать
детали,
которые
использовал. Не отвечает
на наводящие вопросы.

Развивающее оценивание качества образования
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы технической направленности
«ТИКО - фантазер» осуществляется в ходе итоговых занятий с помощью проблемных игровых ситуаций, игровых
упражнений и методом наблюдения.
Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце года обучения
в виде естественно-педагогического наблюдения, и выставки работ детей, выполненных по окончании изучения
темы. Также в конце каждой темы приводится сценарий игры на основе конструктора ТИКО, как итоговое
мероприятие.
Описание диагностики как проходит, период проведения диагностики, методы приемы, критерии и
показатели. Может быть представлена таблица (в приложение 1).
1.6.

2.
Содержательный раздел
2.1.
Описание образовательной деятельности с описанием вариативных форм, способов, методов и
средств по реализации дополнительной общеразвивающей программе технической направленности
«ТИКО – ФАНТАЗЕР»

В качестве содержательной базы в программе «ТИКО- конструкторы» предлагается
формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области
математики и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен
необходимостью формирования пространственного и логического мышления
дошкольника. С этой целью программа «ТИКО- конструкторы» через практическую
деятельность с конструктором ТИКО знакомит дошкольников с плоскостным и частично
с объемным моделированием.
Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно
универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение
дошкольника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных
представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи
предметного мира с миром природы.
Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем и при
этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека
с его историей и культурой, а также с миром природы. Освоение содержания
программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления
предлагаемого материала. На начальных этапах дети, например, учатся конструировать
плоскостные фигуры по образцу, позже уже конструируют по схеме или на слух (устные
диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно изобрести и сконструировать
плоскостную и объемную тематическую конструкцию.
Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами
творческого конструирования:
1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации
простейших моделей.
2)Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее
пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.
3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в
процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.
Этапы работы с конструктором.
Каждый модуль реализуется в несколько этапов.
Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от
результатов деятельности.
1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу
и по схемам.
Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основные способы
конструирования – по образцу, по схеме.
На данном этапе можно использовать такие игры как: «Классификация», «Чудесный мешочек»,
«Угощение»
.

2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, составление
орнаментов.
Форма работа с детьми преимущественно парная или в мини-группах, где дети
совместно
создают конструкцию
или осуществляют взаимопроверку индивидуальных
работ.
3 этап. Коллективное сюжетное конструирование.
На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую
сюжетную линию по типу метода детских проектов.
Приемы работы с конструктором:
-

Работа по образцу, рисунку, иллюстрации

-

Незаконченный образец постройки

-

Создание конструкций по заданным условиям

-

Создание конструкций по полной схеме, по контурной схеме

-

Создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор)

-

Создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу

-

Устный диктант (графический диктант)

-

«Прием превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот

-

«Прием замещения геометрических фигур»

-

Решение логических задач

-

Творческое конструирование, создание сюжетных композиций

Методы и формы работы с детьми
Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах организации детей:
− в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной)
− в совместной деятельности воспитателя и детей (фронтальной или подгрупповой/коллективной) с
целью закрепления и уточнения представлений детей:
o как составная часть занятия;
o как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;
o при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для
выполнения заданий;
− при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного задания или
индивидуального выполнения разных заданий с последующей взаимопроверкой;
− при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно-развивающей
среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.

Как известно, развивающая среда в ДОУ необходима для гармоничного развития детей. Сегодня
она может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного
моделирования ТИКО.
ТИКО конструктор можно использовать в разных направлениях:





В театральной деятельности можно конструировать из ТИКО-конструктора детали декораций и
персонажей сказок;
Для спортивных игр и соревнований использовать различные атрибуты, построенные из ТИКОдеталей;
В игровой деятельности для сюжетно-ролевых и режиссерских игр можно сконструировать из
ТИКО кукольную мебель, транспорт и т.д.
В изобразительной деятельности можно конструировать красочные узоры и орнаменты.

Таким образом, созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в
играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх и упражнениях, при
ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных
игровых занятий, дети развивают свои конструкторские навыки, учатся пользоваться схемами,
развертками, инструкциями, чертежами. У них развивается логическое мышление, коммуникативные
навыки. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре с
педагогом, взаимосвязано реализуются обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Этапы работы с конструктором
Каждый модуль реализуется в несколько этапов
Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности
ребенка и от результатов деятельности
1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения,
конструирование по образцу и по схемам.
Преимущественная форма работы на этом этапе - индивидуальная. Основные способы
конструирования - по образцу, по схеме
На данном этапе можно использовать такие игры как: «Классификация», «Чудесный
мешочек», «Угощение»
2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, и составление
орнаментов.
Форма работа с детьми преимущественно парная или в минигруппах, где дети
совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных
работ.
З.этап. Коллективное сюжетное конструирование.
На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в
единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.
-

Приемы работы с конструктором:
Работа по образцу, рисунку, иллюстрации
Незаконченный образец постройки
Создание конструкций по заданным условиям
Создание по схеме, по контурной схеме
Создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор)
Создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу

-

Устный диктант (графический диктант)
«Прием превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот
«Прием замещения геометрических фигур»
Творческое конструирование, создание сюжетных композиций
Методы и формы работы с детьми
Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах организации детей:

- в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной)
- в
совместной
деятельности
воспитателя
и
детей
(фронтальной
или
подгрупповой/коллективной) с целью закрепления и уточнения представлений детей:
o как составная часть занятия;
o как элемент занимательности в досуговой деятельности детей; o при организации
коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для
выполнения заданий;
- при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного задания
или индивидуального выполнения разных заданий с последующей взаимопроверкой;
- при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметноразвивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей;
- при проведении мониторинга (диагностики актуального уровня развития детейв
конструктивной деятельности) с целью корректировки педагогических действий при
оценке эффективности реализации индивидуального маршрута развития ребенка.

2.2.
Образовательный модуль «Путешествие в страну «Малыш»
Содержание работы направлено на развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через
формирование практических умений
Образовательный модуль «Малыш», включает в себя подразделы, которые направлены на решение
следующих задач:
 Расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие
художественно-эстетического вкуса;
 Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов
умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
 Создавать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на
основе предметно-преобразующей деятельности.
 Формировать представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно
создаваемой предметной средой.
2.3.
Образовательный модуль «Путешествие в страну «Фантазер»
Содержание работы направлено на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному
творчеству в окружающем мире.
Образовательный модуль «Фантазер», включает в себя подразделы, которые направлены на решение
следующих задач:
 учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в
конструкциях;
 познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
 используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать
её основные части;






учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и
объединённые общей темой;
организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков
коллективной работы;
формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ТИКО
развивать навыки общения, коммуникативных способностей.

Образовательный модуль «Путешествие в страну «Архимед»
Содержание работы направлено на формирование понятий и представлений из области геометрии, а
также предполагает их более широкое приобщение к творческой конструкторской деятельности.
Образовательный модуль «Архимед», включает в себя подразделы, которые направлены на решение
следующих задач:
 развитие умений называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры, сравнивать и
классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
 развитие умений конструировать различные виды многоугольников, ориентироваться в понятиях «вверх»,
«вниз», «направо», «налево»;
 развитие умений конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственному
замыслу.
2.4.

Образовательный модуль «Путешествие в страну «Познание»
Содержание работы направлено на формирование пространственных и зрительных представлений у
дошкольников, развитие сенсомоторных процессов
Образовательный модуль «Познание», включает в себя подразделы, которые направлены на решение
следующих задач:
 развитие умения конструировать многогранники;
 развитие умения сравнивать и классифицировать фигуры по 2 - 3 свойствам, сравнивать и анализировать
объемы различных геометрических тел, выделять закономерности;
 развитие умения ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;
 развитие умения решать комбинаторные задачи, выделять «целое» и «части».
2.5.

Формы взаимодействия с родителями
Основная цель работы с родителями воспитанников, в создании психолого-педагогических условий для
взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в
мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной
воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги должны стремиться
идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер: различные формы психологического просвещения,
обучения, консультирования, профилактики, которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии
семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном,
чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2.6.

День открытых дверей.
Открытые занятия
Совместная игровая деятельность.

Формы работы с семьей
Групповые формы
Способ познакомить родителей с содержанием, методами и
приемами воспитания и обучения, условиями детской
деятельности.
Одним из оптимальных пространств для реализации части идей –
есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя
безопасности, комфортно, ощущает психологический
простор и свободу. Через игру взрослым легче корректировать
отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации,

Родительское собрание.
Просветительская работа.
Наглядная информация.
Творческий отчет.
Анкетирование, диагностика.

уважительного отношения друг к другу.
Это основная форма работы с родителями, в которой
концентрируется весь комплекс психолого-педагогического
взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Ведение странички на сайте ДОУ.
Наглядная информация в виде стендов и уголков.
Форма представления опыта, отражающая целостную систему
работы педагога по решению поставленных задач.
Индивидуальные формы
Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности
работой преподавателя.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать
единую образовательную среду в ДОУ. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками
образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам
взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.
2.7.
Методы, формы и способы поддержки детской инициативы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает
педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и
творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося
мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного
образования.
Способы и направления поддержки инициативы:
Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей
1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию.
2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной
группы.
3. В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.
4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в
соответствии со своими интересами.
5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно
помочь в поиске нового и т.д.
Эффективные формы поддержки детской инициативы
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации,
предложенной самим ребенком.
2. Проектная деятельность.
3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование.
4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования рукотворного мира и живой
природы.
5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов.
6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
Способы поддержки детской инициативы
3-4 года
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
 Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
 Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.
 Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
 Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.
 Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
 Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
 В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему
действовать в своем темпе.







Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики
только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно
результатами продуктивной деятельности.
Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным,
конфликтным, непопулярным детям.
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и
заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения
своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

4-5 лет
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
 Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все
его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.
 Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться
(«рядиться»),
 Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку
 Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.
 Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у
группы.
 Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры.
Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми
деятельность.
 Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают
взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую
взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется
детьми.
 Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
 Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не
навязывая им мнения взрослых.
 Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
5-6 лет
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
 Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и
заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения
своего отношения к ребенку.
 Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
 Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность
будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
 Создавать условия для разнообразной самостоятельно-творческой деятельности детей.
 При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
 Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать
выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.
 Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности
детей по интересам.
6-7 лет
Приоритетная сфера инициативы – научение.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
 Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и
указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
 Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п.
Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
 Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и
признание взрослых и сверстников.
 Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям,
которые есть у каждого.

Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их
пожелания и предложения.
 Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности
детей по интересам.
В исследованиях Т.Алиевой и Г. Урадовских описываются следующие способы поддержки детской инициативы:
 сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств;
 игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных
действий, направленных на достижение цели;
 совместное (дети и родители) сюжетосложение с элементами режиссуры;
 коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей,
впечатлений, способов создания предметов);
 организация среды, задающей структуру партнерских действий и взрослых детей;
 проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Способы поддержки детской инициативы, перечисленные выше, эффективно работают только при определенных
обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых






Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».