Аннотация к РП (ранний возраст)

Аннотация к рабочей программе педагога (ранний возраст-3-й год жизни)
Рабочая программа педагога (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №
30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной
программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №
1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые
документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
- федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №
59599);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18
декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию
воспитанников № 113 (далее – ДОУ);
- Программа развития ДОУ;
- Основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований
ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование
основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение
детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные,
качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками
образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом
приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений
развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
- рабочая программа воспитания,
- режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
- календарный план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и
организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию;
планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе
завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
- задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных
групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,
физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
- вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способов поддержки детской инициативы;
- особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
- образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и
направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
- психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
- организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
- материально-техническое обеспечение Программы;
- обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план
воспитательной работы.
Цель реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования
Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и
пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей дошкольного возраста с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

дошкольного возраста.
Задачи реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 14.2 ФОП ДО):
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа –
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему
миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства
независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение
развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественнотворческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и
физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-го года жизни
1. Обеспечить педагогическую поддержку поисково-практической активности– готовности исследовать
предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками
(вместе или 6 рядом).
2. Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим (людям, объектам природы и др.),
способствуя формированию начал культурного поведения.
3. Обеспечить стимулирование и поддержку развития пассивного и активного словаря, готовности ребенка
использовать речь для выражения своих чувств, состояний, желаний, обозначения действий, предметов и др.
4. Воспитывать интерес к разным видам двигательной активности, поддерживая позитивное эмоциональное
состояние, физическое благополучие.
5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Планируемы результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности дошкольного
образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений. Поэтому планируемые результаты освоения программы представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к
завершению дошкольного образования.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно-исторической
психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и второе полугодия жизни),
ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Обозначенные в программе возрастные ориентиры "к трем годам" и так далее имеют условный характер, что

предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов. Это связано с
неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном
детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать
обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных
возрастных ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного
возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения
образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в
освоении образовательной программы ДОУ и не подразумевают его включения в соответствующую целевую
группу.
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам)
- у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег,
прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет
движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
- ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками
самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
- ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
- ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
- ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с
помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
- ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и
более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
- ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
- ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
- ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и
временных отношениях;
- ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких;
демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
- ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях,
проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы,
старается не причинять вред живым объектам;
- ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
- ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
- ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять
уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики;
лепит палочки, колечки, лепешки;
- ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих
предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
- ребенок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое),
воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с
куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу").
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных
умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на
основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы,
своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика является основой для целенаправленной деятельности педагога, начальным и
завершающим этапом проектирования образовательного процесса в дошкольной группе. Ее функция заключается в
обеспечении эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС

ДО. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (пункт 3.2.3 ФГОС
ДО), которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. Вопрос о её проведении для
получения информации о динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах
организации и методах решается непосредственно ДОО.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов
обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
планируемые результаты освоения Программы заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
разных этапах дошкольного детства;
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и
основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей (пункт 4.3 ФГОС ДО);
освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся (пункт 4.3 ФГОС ДО).
Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста,
на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.
На основании этой информации разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей (законных
представителей) по организации образовательной деятельности, планированию индивидуальной образовательной
деятельности. Педагогическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Сравнение результатов
стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в произвольной форме на основе
малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов
детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных
диагностических ситуаций. При необходимости используются специальные методики диагностики физического,
коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Ведущим методом педагогической диагностики является наблюдение. Осуществляя педагогическую
диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях, в разных видах деятельности,
специфичных для детей раннего и дошкольного возраста. Ориентирами для наблюдения являются возрастные
характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на
разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог может установить
соответствие общих планируемых результатов с результатами достижений ребенка в каждой образовательной
области.
В процессе наблюдения педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя,
самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и
степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального
и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в
деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно.
Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения является карта развития ребенка. Педагог может составить
ее самостоятельно, отразив показатели возрастного развития ребенка, критерии их оценки. Фиксация данных
наблюдения позволят педагогу отследить, выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на
определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных
особенностей развития ребенка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, которые позволяют
выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и
явлениях окружающей действительности и др.
Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио
ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и др.). Полученные в
процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).

Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог
выстраивает взаимодействие с детьми, организует предметно-развивающую среду, мотивирующую активную
творческую деятельность воспитанников, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении
образовательной программы), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи,
психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.
Педагогическая диагностика проводится в периодичностью:
•
в группах раннего возраста (один раз в год (май 2-4 неделя)).
Для проведения индивидуальной педагогической диагностики на разных этапах освоения программы
используются использовать следующие диагностические пособия:
Оцениваемые
Диагностические
Методы оценивания
Ответственный
показатели
методики
Возраст детей: 2 – 3 года
1. СоциальноВоспитатели
 К.Л. Печора
 Наблюдение
коммуникативная развитие:
Ст. воспитатель
«Нервно – психическое  Диагностические
Педагог-психолог
развитие ребенка».
 игра,
задания
 действия с предметами
 Мишняева Елена
 Игровые упражнения
Юрьевна: Карты развития
 игровые действия.
детей (0-3 года)
2. Познавательное развитие:
 восприятие предметов по  Мишняева Елена
Юрьевна: Дневник
цвету, форме, величине,
педагогических
количеству,
 представления о назначении наблюдений
окружающих предметов,  ITERS-3
 ШКАЛЫ ECERS-R
 конструирование.
3. Речевое развитие:
 ШКАЛЫ ECERS-3
 понимание речи,
 активная речь,
 восприятие сказок,
фольклера.
4. Художественноэстетическое развитие:
 восприятие предметов по
цвету, форме, величине,
количеству,
 восприятие музыки.
5. Физическое развитие.
 навыки самостоятельности и
КГН,
 движения.

Медицинская
служба

Педагогическая

Психолого-медико-педагогический мониторинг развития детей
 Индивидуальное обследование специалистами детей по возрастам (в 3,5,6 лет)
 Оценка антропометрических данных.
 Осмотр детей педиатром (до3-хлет 1р/6мес., старше – 1р/год) При необходимости
– направление к специалистам.
 Лабораторные обследования (ОАК, ОАМ, анализ кала на я/гл, на энтеробиоз).
 Обследование стоматологом 1р/год (при необходимости – лечение).
 Ежегодная тубдиагностика.
 Адаптационный период.
 Усвоение содержания разделов программы в соответствии с возрастом.

служба

Логопедическая
служба












Психологическая служба

Методическая
служба
















Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей.
Оценка физического развития детей.
Нервно-психическое развитие детей раннего возраста (совместно с психологом).
Изучение личностных особенностей ребенка.
Изучает медицинские документы, собирает сведения о раннем речевом и
физическом развитии ребенка.
Исследует неречевые психические функции:
- слуховое внимание;
- зрительное восприятие;
- зрительно-пространственный гнозис и праксис;
- состояние общей и речевой моторики.
Изучает фонетическую сторону речи:
- анатомическое строение артикуляционного аппарата;
- звукопроизношения;
- состояние дыхательной и голосовой функции (с 3-х лет);
- особенности динамической стороны речи (темп, ритм, интонации).
Изучает фонематическую сторону речи:
o фонематическое восприятие (с 3-х лет);
o состояние фонематического анализа и синтеза (с 4-х лет).
Понимание речи (импрессивная речь) в том числе иноязычной (английской).
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
Изучение развития связной речи.
Нервно-психическое развитие детей раннего возраста (совместно с воспитателем).
Психологическая база речи.
Готовность детей к обучению в школе.
Организация жизни детей в ЧДОУ
Качество образования и уровень развития каждого ребенка.
Дифференциация обучения с целью предупреждения неусвоения ребенком
образовательной программы.
Мониторинг развития детей «группы риска» и корректировка планов с психологомедико-педагогической службой.
Адаптация детей раннего возраста при поступлении в ЧДОУ.
Изучение семей и составление социального паспорта.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Профессиональный уровень педагогов ЧДОУ

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Задачи реализации части, формируемой участниками образовательных отношений основной
общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
Цели и задачи реализации части, формируемой участниками образовательных отношений сформулированы
на основе:
- образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст
- образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий и ранний возраст
- парциальных, авторских образовательных программ, методик выбранных ДОУ;
- характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- образовательных запросов родителей, социума;
- обобщенных ожидаемых результатов;
- результатов педагогической диагностики предыдущего образовательного периода;
Цель:
для детей раннего возраста:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком раннего возраста, развития
личности, позитивного (социально-значимого) отношения к ценностям семьи, здоровья, труда и творчества,
социальной солидарности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, приобретения опыта
поведения, деятельности в специфичных для данного возраста видов деятельности и/или культурных практик.
Задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части,
формируемой участниками образовательных отношений

Задачи реализации образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных
отношений определены:
- в соответствии с пониманием специфики образовательной деятельности ДОУ, находящей отражение в
миссии ДОУ, которая показывает, каковы основные отличия нашего ДОУ от других дошкольных образовательных
организаций, устанавливает связь основного и приоритетного направлений образовательной деятельности групп
общеразвивающей направленности;
- с учетом специфики национально-культурных условий организации образовательного процесса
- с учетом привлечения родителей (законных представителей), педагогическпих работников и
общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды ДОУ;
- с учетом использования в образовательной деятельности образовательных возможностей района и города
для развития ребенка;
- с учетом педагогической диагностики для обеспечения индивидуального подхода к детям, развития их
склонностей и способностей.
Задачи с учетом парциальной программы дошкольного образования «СамоЦвет»:
детей 3 – го года жизни:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия (культурная практика здоровья; двигательная культурная практика, сенсомоторная практика);
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период младенческого и
раннего возраста независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса (духовно-нравственная
культурная практика; культурная практика игры и общения);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
другими детьми, взрослыми и миром (культурная практика игры и общения; культурная практика
самообслуживания и общественно-полезного труда);
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика безопасности
жизнедеятельности);
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности (духовно-нравственная культурная практика; культурная
практика безопасности жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая культурная практика,
культурная практика самообслуживания и общественно-полезного труда; культурная практика познания);
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям
детей (культурная практика безопасности жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая
культурная практика, культурная практика литературного детского творчества; культурная практика музыкального
детского творчества; культурная практика изобразительного детского творчества; культурная практика
театрализации; культурная практика здоровья;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (культурная практика
здоровья; двигательная культурная практика; сенсомоторная культурная практика; духовно- нравственная
культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности);
обеспечение преемственности целей, задач воспитания и обучения детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста (все виды культурных практик).
Задачи с учетом наличия приоритетного направления деятельности ДОУ – физическое развитие детей,
учитывающей образовательные потребности, способности и интересы детей. Приоритетным направлением в
деятельности
является содействие формированию ценностного отношения к собственному здоровью,
совершенствование двигательных навыков и физических качеств ребенка, развитие представлений о своем теле и
своих физических возможностях, через знакомство с доступными способами его укрепления, создание
эмоционально-благоприятной (поддерживающей, стабилизирующей, настраивающей, активизирующей,
тренирующей) среды физического развития, профилактику негативных эмоций.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования
Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО конкретизируются

в части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений:
к 3 –м годам жизни
•
интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует.
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов
(ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата
своих действий;
•
стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно
подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
•
владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами,
знает названия окружающих предметов и игрушек;
•
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками
окрашено яркими эмоциями;
•
в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
•
проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками
самообслуживания;
•
любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет
живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности
(изобразительную деятельность, конструирование и др.);
•
с удовольствием двигается - ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды
движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
Характеристики целевых ориентиров в раннем возрасте (к 3 годам)
Ценности

Эмоционально- чувственный
компонент

Деятельностный (поведенческий,
регулятивный) компонент

Когнитивный компонент

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
Семья
Ребенок
проявляет
инициативу, Охотно выполняет просьбы членов семьи Знает, как проявить настойчивость, чтобы
настойчивость в просьбах, требованиях и настойчив в собственных просьбах достичь результата (плакать, выпрашивать,
помочь в затруднениях, вовлекает (купить
понравившуюся
игрушку, капризничать, обменивать).
родственников в совместные действия.
поиграть вместе).
Испытывает
потребность
в
эмоциональной поддержке близких
взрослых.
Социальная
солидарность

Появляется эмоциональная отзывчивость,
способность к сопереживанию.
В двигательной деятельности проявляет
личностные качества (эмоциональность,
самостоятельность, инициативность,
компетентность).

Под влиянием взрослого ребёнок Понимает «можно», «нельзя». Соотносит себя
обращает внимание на результат своих со своим именем.
действий, стремится к получению
правильного результата. Проявляет
настойчивость и самостоятельность при
достижении цели.
По инициативе взрослого делится с
товарищами предметами (игрушками,
сладостями и т. д.).

Труд
и творчество

Стремится проявлять настойчивость в
достижении
результата
своих
двигательных действий. Проявляет
эмоциональную
вовлеченность
в
предметно-манипулятивную
деятельность. Проявляет радость при
достижении желаемого результата

Обозначает словами игровые действия.
Знает назначение основных бытовых
Проявляет интерес и активность в предметов, знает назначение окружающих
использовании движущихся игрушек предметов и игрушек.
(каталок, тележек, автомобилей, мячей) и
различных движений для решения
игровых и практических задач.
В самостоятельных занятиях, играх
руководствуется
замыслом,
представлением о конечном результате
действия.
Владеет
простейшими
навыками
самообслуживания. Стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом
поведении.

Ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.)
и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
Семья

Делится с родителями радостью или Охотно выполняет просьбы членов семьи Знает правила поведения в семье («можно»,
огорчением по поводу игры. Испытывает по соблюдению норм бытового и «нельзя»).
потребность в эмоциональной поддержке игрового поведения.
взрослых в быту.

Социальная
солидарность

Испытывает
удовольствие
самообслуживания («я сам»).

от Охотно обслуживает себя сам, бережно Знает нормы обращения и назначение
обращается с вещами и игрушками.
бытовых предметов (чайник, электрические
Стремится играть в подвижные игры с приборы и пр.). Знает место игрушек.
простым содержанием, несложными
движениями (ходьба, бег, бросание,
катание, ползание). По инициативе
взрослого делится с товарищами
предметами (игрушками, сладостями и т.
д.). Стремится совершать поступки,
одобряемые взрослым

Труд
и творчество

Проявляет
эмоциональную
вовлеченность в предметно-манипулятивную
деятельность.
Начинает
проявлять
радость при достижении желаемого
результата.

Проявляет интерес к созданию совместно
со взрослым условий для движений:
приносит и раскладывает предметы.
Стремится проявлять самостоятельность
в бытовом и игровом поведении.
Пытается действовать по образцу
предложенному взрослым. Появляется
способность удерживать интерес к
конкретному виду деятельности.

Знает назначение основных бытовых
предметов, знает назначение окружающих
предметов и игрушек. Обозначает словами
игровые действия.

Ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих
предметов и игрушек
Семья
Ребенок с помощью слов проявляет Складывается речевое общение с Знает и называет именами родителей, бабушек,
инициативу, настойчивость в общении, членами семьи.
дедушек, братьев, сестер.
просит помочь в затруднениях, вовлекает Понимает эмоциональное состояние Знает свое имя, фамилию.
в совместные действия, делится радостью членов семьи.
или огорчением по поводу игры. Охотно выполняет просьбы членов
Проявляет чувство симпатии к близким семьи.
взрослым (люблю, нравится, хорошая и Складывается
эмоционально-пракпр.).
тическое взаимодействие с членами
семьи.
Социальная
Испытывает удовольствие от узнавания и Строит диалог с партнёром, планирует В активном и пассивном словаре владеет
солидарность
произнесения новых слов и терминов.
дальнейшие действия. Складывается некоторыми
терминами,
например,
Радуется похвале взрослого.
речевое ситуативно- деловое общение. связанными с выполнением движений:
Ребенок предлагает сверстнику игрушки, названиями предметов, и физкультурного обос помощью слов может выразить рудования,
действий
и
упражнений
просьбу.
(наклониться, присесть, поднять руки вверх,
опустить, покружиться, встать в пары, в круг и
др.).
Труд и творчество

Проявляет
эмоциональную
вовлеченность в различные виды деятельности
под руководством взрослого. Начинает
проявлять радость при достижении
желаемого результата.

Поддерживает общение со взрослым во
время занятий разными видами
деятельности, особенно по развитию
движений.

Знает назначение основных бытовых
предметов, знает назначение окружающих
предметов и игрушек. Обозначает словами
разные виды деятельности (рисовать, лепить,
строить и пр.).

Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия
взрослого
Семья

Сочувствует близким людям. Настойчиво
требует от членов семьи соучастия в
своих делах. Делится радостью или
огорчением по поводу отношений с
близкими родственниками. Может
проявлять признаки ревности по
отношению к близкому взрослому.
Испытывает
потребность
в
эмоциональной поддержке взрослых.
Проявляет чувство симпатии к близким
родственникам.

Стремится привлечь внимание членов
семьи к своим действиям, поступкам.
Создаёт знакомый образ с помощью
простейших действий (делает, как мама,
как папа; бежит, как мышка; скачет, как
лошадка). Охотно выполняет просьбы
членов семьи.

Называет основные функции родителей,
бабушек, дедушек, братьев, сестер (папа
работает, мама готовит, бабушка вяжет,
дедушка отдыхает, брат учится и пр.).

Социальная
солидарность

Чувствителен к отношению взрослого, к
его оценке. Тонко различает похвалу и
порицание.
Возникает взаимная симпатия при
взаимодействии
со
взрослыми.
Доверчиво и открыто относится к
посторонним взрослым.

Инициативен по отношению ко Понимает «можно», «нельзя». Познание мира
взрослому.
и норм взаимоотношений со взрослыми
По напоминанию взрослого соблюдает происходит на основе подражания.
правила элементарной вежливости
(говорит «спасибо», «здравствуйте», «до
свидания»).
Стремится
совершать
поступки,
одобряемые
взрослым.
Обращается за помощью и оценкой
своих действий.
Умеет перестраивать своё поведение в
зависимости от поведения взрослого.

Труд
и творчество

Проявляет
эмоциональную
вовлеченность в предметно-манипулятивную
деятельность.
Охотно
подражает
взрослому, выполняет его просьбы и
инструкции. Начинает проявлять радость
при достижении желаемого результата

Активно подражает взрослому, в играх
воспроизводит действия взрослых качает куклу, танцует с ней и т. п.
Появляется способность удерживать
интерес
к
конкретному
виду
деятельности.

Знает назначение основных бытовых
предметов, правил действия с ними.
Обозначает словами трудовые действия
(строю, мою, стираю платье кукле, варю суп и
пр.).

Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им
Семья

Может проявлять признаки ревности по Осуществляет
ситуативное Знает содержание некоторых социальных
отношению к братьям, сестрам.
взаимодействие с братьями, сестрами.
ролей («брат», «сестра», «бабушка» и пр.)
Испытывает
потребность
в
эмоциональной поддержке взрослых.
Ситуативно проявляет чувство симпатии
к родственникам одного возраста.

Здоровье

Способен мирно отстаивать свои
интересы.
Способен спрашивать разрешения.
Способен адекватно выражать свое
недовольство.
Возникает взаимная симпатия при Контактирует со сверстниками на основе
взаимодействии со сверстниками.
общих действий с предметами. По
инициативе взрослого делится с
товарищами предметами (игрушками,
сладостями и т. д.). При контроле
взрослого способен выполнять нормы
поведения связанные с аккуратностью,
сдерживанием
агрессивности,
послушанием (не толкаться, не обижать
сверстников).
Складывается
эмоционально-практическое
взаимодействие со сверстниками.
Ребенок предлагает сверстнику игрушки,
помогает, сопереживает сверстнику,
присоединяется к игре со сверстниками.
Проявляет
эмоциональную Овладевает
ролевым
поведением,
вовлеченность в ролевую игру.
предполагающим
сознательное
наделение себя и партнёра той или иной
ролью.
Пытается действовать по образцу
предложенному взрослым. Появляется
способность удерживать интерес к
конкретному виду деятельности.

Социальная
солидарность

Труд
и творчество

Знает нормы поведения связанные с
аккуратностью, сдерживанием агрессивности,
послушанием (не толкаться, не обижать
сверстников).

Знает содержание некоторых социальных
ролей («мама», «папа», «доктор», «продавец»,
«шофер» и пр.)

Ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные
произведения культуры и искусства
Семья
Ребенок
проявляет
инициативу, Складывается творческое общение с Знает свои любимые книжки, детские песенки,
настойчивость, вовлекает в совместные членами семьи (подпевать, танцевать, любимые сказки и мультфильмы.
действия, делится радостью или придумывать вместе сказку и пр.).
огорчением по поводу художественноэстетической деятельности.
Социальная
Сочувствует персонажам мультфильмов, Передает игровыми действиями действия Понимает содержание песен, стихов, сказок в
солидарность
литературным героям.
Появляется персонажей в соответствии с текстом. соответствии с возрастом.
эмоциональная
отзывчивость, Ребенок предлагает взрослому почитать Знает содержание понятия «плохой»,
способность
к
сопереживанию: любимую сказку, спеть понравившуюся «хороший».
сочувствует персонажам мультфильмов, песенку. Присоединяется к танцевальным
литературным героям. Эмоционально движениям взрослого.
откликается на чтение взрослого,
исполнение песенок, попевок.
Труд
и творчество

Испытывает положительные эмоции при
выполнении двигательных действий
(рисовать, танцевать, лепить, вырезать и
пр.)
Проявляет радость при достижении
желаемого результата

Проявляет интерес к двигательной
деятельности,
желание
выполнять
физические упражнения (танцевать,
кататься с горки и пр.). Расширяется
репертуар танцевальных движений
(вращение кистями рук, пружинка,
притопы и прихлопы и др.).
Стремится проявлять самостоятельность
в игровом поведении. Пытается
действовать по образцу предложенному
взрослым.
Появляется способность удерживать
интерес
к
конкретному
виду
деятельности.

Знает некоторые танцевальные движения,
знает названия некоторых сказок.
Обозначает словами действия, которые ему
хочется сделать (слушать сказку, рисовать,
лепить, играть в конструктор и пр.).

У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

Семья

Социальная
солидарность

Труд
и творчество

Ребенок
проявляет
инициативу,
настойчивость в вовлечении членов
семьи в совместные физические
действия.
Испытывает
потребность
в
эмоциональной поддержке физических
действий со стороны членов семьи.
Проявляет радость в разных видах
двигательной активности.
Стремится управлять своим телом.

Может выполнять во взаимодействии со Знает основные правила безопасности
взрослым
ползание,
лазанье, жизнедеятельности в семье, особенно при
разнообразные действия с мячом.
повышенной двигательной активности.
Под руководством членов семьи
соблюдает правила безопасности в
разных видах двигательной активности.

Осваивается ряд основных движений ходьба, бег, подпрыгивание. Развивается
способность сохранять устойчивое
положение тела, координационные
способности, гибкость, ориентировка в
пространстве относительно своего тела.
Приспосабливает движения к препятствиям (перешагнуть через препятствие, регулируя ширину шага;
подлезть, не задев, и т. д.).
Проявляет интерес к созданию совместно Приносит и раскладывает различные
со взрослым условий для движений, предметы для совместной деятельности.
различных видов деятельности.
Может перемещаться мягко в ходьбе,
Проявляет
эмоциональную
вовле- беге, прыжках, бросать большие и
ченность в двигательную деятельность.
маленькие предметы.
Проявлять радость от разных видов
двигательной активности.

Знает ряд основных движений - ходьба, бег,
подпрыгивание.

Знает назначение основных бытовых
предметов, знает правила действия с ними.

Планируемые результаты с учетом приоритетного направления ДОУ:
- ребенок владеет обобщенными аргументированными представлениями об «образе Я» реальном, способах
бережного отношения к своему телу;
- имеет систему представлений о чувствах и настроениях, понимает связь настроения с его проявлениями во
внешности;
- имеет представление о технике выполнения движений;
- умеет различать по существенным признакам скорость, направление движения, смену темпа и ритма, знает
способы проявления волевых усилий при выполнении сложных упражнений, настойчивости в достижении
хорошего результата;
- имеет представление о признаках красоты и гармонии движений, эстетического отношения к миру движений;
- представляет и осознает зависимость результатов труда по наведению порядка и чистоты вокруг от уровня своих
усилий;
- имеет частичные представления о столовом этикете, правилах выполнения личной и общественной гигиены;
- понимает основные правила безопасного поведения на улице и в помещении;
- ребенок полностью самостоятелен в выполнении гигиенических процедур, самообслуживании;
- бережно, заботливо относится к своему здоровью и здоровью сверстников, проявляет нетерпимость в случаях
нарушения культурно-гигиенических навыков, небрежного отношения к своему здоровью, готов оказать помощь в
случае необходимости;
- проявляет самоконтроль и самооценку;
- ребенок выполняет движения, руководствуясь знаниями и представлениями, уверен, выразителен, точен
в достаточно сложных для возраста движениях;
- проявляет самоконтроль и самооценку, только в трудных и спорных ситуациях обращается за помощью к
взрослому;
- проявляет элементы двигательного творчества, культуры, через движения передает образ персонажа,
стремится к неповторимости своих движений;
- проявляет избирательный интерес к движениям, в частности к спортивным играм в зависимости от своих
склонностей, возможностей;
- ребенок самостоятельно может регулировать свое активное поведение и отдых по самочувствию, объясняет
признаки усталости;
- знает строение основных органов человеческого организма, замечает и понимает признаки болезни.
- знает правила безопасного поведения дома, на улице, активно включается в обыгрывание проблемных ситуаций.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».