Аннотация к программе Увлекательный час

Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста, развитие интеллектуально-творческих способностей детей.
Программа рассчитана на пять лет обучения, реализуется в форме кружковой работы,
кружок «Увлекательный час» охватывает детей раннего возраста, младшей, средней, старшей и
подготовительной групп. Содержание программы направлено:
- на математическое развитие детей. В процессе освоения чисел, геометрических фигур,
пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций;
- знакомство с буквами, звуками, слогами и словами;
Программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого
развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение
свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно
реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать
причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и
чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.
Именно сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и объективного
развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей,
особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий
взрослых отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной
деятельности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного
воспитания детей.
Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для
успешной деятельности в реальной жизни.
Утро в детском саду начинается со слов: «Раз – два – три – четыре - пять - начинаем мы
играть!»
Сделать игру ведущей деятельностью помогла современная технология интенсивного
развития интеллектуальных способностей у детей 2-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В.
Воскобовича.
Все игры объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного
усложнения.
Таким образом, предложенная комбинация игр представляет собой систему,
предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи,
логического и творческого мышления. Интуитивно определяется предматематическая
подготовка дошкольников, ознакомление их с окружающим миром, развиваются речь,
изобразительные умения и навыки.
Содержание программы:
В основе программы «Увлекательный час» лежит игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.
Воскобовича
Обучение детей проходит в интересной игровой форме, что позволяет значительно
повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя
дети узнают и запоминают цифры, осваивают цвет, форму, величину; тренируют мелкую
моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание, память , воображение.
В процессе игр дети учатся действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает
воображение, развивает их творческие возможности.
Особенностью программы является связь образного восприятия с логическим
мышлением. Игры сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который органично

вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание
математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую
деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей направлена на развитие
умственных способностей и приобретение новых знаний за пределами основной программы
дошкольного образования. Распределение программного материала представляет собой систему,
предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи,
логического и творческого мышления. Интегративно осуществляется предматематическая
подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, конструктивное умение, что
способствует творческому развитию личности дошкольника.
Объем программы – 5 лет обучения, рассчитан на 40 недель в год, с недельной нагрузкой
– 2 раза в неделю. Форма организации занятий – групповая (по возрастам).
Продолжительность образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет не более 10 минут,
для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для
детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые
ориентиры дошкольного образования.
Цель: развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр. Направленность
программы - техническая
Для достижения поставленной цели первостепенное значение имеют следующие задачи:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей
действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть
обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического
начал.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых
умений.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при
целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От
педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят
уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им
нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги
совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Программа построена с использованием следующих принципов и подходов:
 системно-деятельностный подход в обучении, основанный на решении практических задач
(проблем) и ориентированный на процесс, т.е. на осознанное владение самим процессом
учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между
понятиями;
 теория развития личности, основанная на освоении универсальных способов деятельности.
В контексте реализации ФГОС дошкольного образования особо важным фактом
является выделение основных принципов дошкольного образования, направленных на
реализацию
индивидуализации
воспитательно-образовательного
процесса
и
компетентностного подхода:
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
образовательных отношений;
 сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 учет этнокультурной ситуации развития детей;
 принцип диалогичности предполагает, что развитие детей осуществляется в процессе такого
взаимодействия педагога и обучающихся, обучающихся друг с другом, содержанием которого
являются совместное продуцирование объектов и предметов окружающего мира, их
художественно-эстетическое оформление.
 принцип поддержки самостоятельности и самоопределения обучающихся.
 принцип творческой деятельности способствует приобретению детьми
возможности
самостоятельно реализовать собственные способности в процессе решения конструкторских
задач поисково-творческого характера.
 принцип проектной деятельности
предполагает последовательную ориентации всей
деятельности педагога в кружке на подготовку и «выведение» младшего школьника в
самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация –
рефлексия.
• поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду;
• личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
• уважения к личности ребенка;
• реализации образовательной программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое
развитие ребенка;
• полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
• построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
• возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития).
3-й год жизни (2-3 года)
В этом возрасте восприятие ещё не является самостоятельным процессом.
Восприятие происходит на основе внешне ориентированного действия (по форме,
величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов.
Внимание остаётся непроизвольным. Ребенок 2-3 лет может удерживать его 10-15
минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он
может уделить ему гораздо больше времени. Ребенок не способен длительное время
удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с
одной деятельности на другую.

Память детей 2-3х лет непроизвольная. Ребёнок не может специально выучить,
запомнить какую-либо информацию. Он запоминает то, что запомнилось само. Только
при многократном повторении у него формируется память.
Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Его особенность
заключается в том, что возникшие в жизни проблемные ситуации разрешаются путём
реального действия с предметами.
Преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать
образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии
воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста
характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и
сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены
и реальны для него.
Ребёнок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не
способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле
«немедленно прекратить», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция
слишком сильна и захватила ребёнка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему
успокоиться, восстановить равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и
переключить с одного состояния на другое.
Отношения со взрослыми Взрослые люди для ребенка двух-трёх лет становятся
не просто членами семьи, но и объектами, которые несут определенную функцию
помощи и защиты, но и помогают ему познавать мир.
Отношения со сверстниками Что же касается сверстников, то они для ребенка в
таком возрасте не особо интересны и рассматриваются им просто как предметы
обстановки.
Совместные действия начинают обсуждаться и согласовываться, но ребенок пока
легко меняет сверстников – партнеров по общению, не демонстрируя привязанности к
кому-либо из детей.
Между 2 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной
речи. Вместе с тем речь детей ситуативная. Она привязана к тем условиям и
обстоятельствам, которые ребёнок воспринимает и в которых он действует. Она
осуществляется в процессе диалога, т. е. требует постоянной поддержки со стороны
собеседника.
Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в 2 года он в
среднем составляет 270 слов, а в 2,5 года — 450, то в 3 года — это уже 800, а у хорошо
раз- витых детей — более 1000 слов. Дети уже могут называть детали предметов,
различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К
наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать
зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте). Осваивая новые
слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами,
действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного
языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно
развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа
длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.
У ребенка появляются навыки ходьбы, чувство равновесия, воспитывается
координация движений, правильная осанка, формируется свод стопы. Степень развития
движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы;
анотомо-физиологических особенностей; условий окружающей среды. На втором и
третьем году под воздействием воспитания и обучения у ребенка качественно
совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания. На третьем году жизни

появляются подготовительные к прыжкам движения, к концу этого возраста ребенок
овладевает прыжками с движением вперёд. К трём годам он не только овладевает почти
всеми основными движениями, но и начинает применять их в свободной двигательной
деятельности.
Способ познания: наблюдения
Объект познания: Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения. Сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их
взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим,
сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное
представление о природе и быте людей.
4-й год жизни (3-4 года)
Происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в
отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. В 3 года или чуть раньше любимым
выражением ребёнка становится «я сам». Отделение себя от взрослого – характерная черта
кризиса 3 лет.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких
чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное
отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих
поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия
и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, нормально развивающемуся
ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к
окружающему. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как
взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. Дети 3-4 лет усваивают
некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и
запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого
ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой
нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»).
Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не
по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому.
Ребёнок четвёртого года жизни начинает осваивать гендерные роли и гендерный
репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с
представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной
принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх,
игрушках, причёска и т. д.).
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка
приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании,
конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в
соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания,
недостаточной сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается,
оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность во взаимодействии со взрослыми
и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который
является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним
малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные
потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению
со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок

берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес
маленького человека к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца
поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей
начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые
возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим,
эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах
деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами
предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и
усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные
эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми
сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от
манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями
и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему
сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах
предметов (одежда, посуда, мебель).
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные
изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные
виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых
высказываниях.
Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый
привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности.
Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет
речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость
проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но
привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и
не отвлекается.
5-й год жизни (4-5 лет)
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.
Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.
Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством
физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает
довольно высокая возбудимость.
Дети этого возраста ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у
них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя
вести. Поэтому они обращаются к сверстнику, когда тот не придерживается норм и правил, со
словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. К 5-и годам дети без напоминания взрослого
здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого,
вежливо обращаются к нему.
Наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания
взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Дети этого возраста имеют дифференцированное представление о собственной
гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки,
а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии
с адекватной гендерной ролью: мальчик – сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь,
внучка, сестра, мать, женщина.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и
воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает
представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное
значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей
формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться
правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды
деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся
сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и
устойчивыми.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в
практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к
интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем?
для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в
форме сложноподчиненных предложений.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать
небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых
событиях из личной жизни.
Важнейшим новообразованием данного возраста является выход сознания за пределы
непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в
первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение
носит внеситуативно - деловой характер.
Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре.
Мнение сверстника приобретает особую значимость.
Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер. В этом возрасте, как ни в
каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
6-й год жизни (5-6 лет)
Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми.
Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои
предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно
играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).
Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.
Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном
дифференцируются более четко.
На шестом году жизни у ребёнка формируется система первичной гендерной
идентичности. Продолжает развиваться дифференцированное представление о своей гендерной
принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности
проявления чувств, эмоций, специфика тендерного поведения). Дошкольники
оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью. Замечают
проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются
на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных
героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой,
театрализованной и других видах деятельности.
В этом возрасте в поведении происходят качественные изменения – формируется
возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые

раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела,
доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в
комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм
и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм (дружно
играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте
возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. Развивается
соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха
взрослых).
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
К этому периоду жизни накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает
интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со
сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой
стороны, широкий кругозор может являться фактором, позитивно влияющим на его
успешность среди сверстников.
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять чтолибо, старший дошкольник может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может
запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной развивается планирующая
функция речи, т. е. умение последовательно и логически выстраивать свои действия,
рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает заранее
организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не
очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Объём
памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания
дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут
выступать карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет
ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств
(схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и
явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным
(продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь
от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать
действительное и вымышленное.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него
появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»:
интеллектуальные, моральные, эстетические.
7-й год жизни (6-7 лет)
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их
избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская
дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и
людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, участвуют в ситуациях
общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом могут
внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Однако в
общении и взаимодействии отмечается стремление в первую очередь проявить себя, привлечь
внимание других к себе.
Дети этого возраста способны давать определения некоторым моральным понятиям
(«Добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко
их различать (положительная окрашенность слова «экономный» и отрицательная - слова

«жадный»). Могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом
плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего
принуждения, отказаться, от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социальнонравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. В процессе усвоения нравственных
норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия,
сочувствие.
При организации совместных игр используют договор, умеют учитывать интересы
других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Способны отражать
достаточно сложные социальные события - рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.
Могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению
другой. В соответствии с сюжетной линией вступают во взаимодействие с несколькими
партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей
этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по
содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных
проявлениях. Продолжает развиваться способность понимать эмоциональное состояние
другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его
эмоциональных переживаний.
Поведение детей начинает регулироваться на основе представлений о том, что хорошо и
что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и
возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство
удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда
нарушает правила, поступает плохо.
У детей седьмого года жизни уже сформирована достаточно высокая компетентность в
различных видах деятельности. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности
принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Попытки
самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе
развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной
литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки
использовать их самостоятельно.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более
характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат
деятельности, чем поведение.
Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее,
ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов,
в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков
мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени,
чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая
проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и
т. д.
В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без
специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут
самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом
простейший механический способ запоминания - повторение. Если задачу на запоминание
ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ - логическое
упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события
рассказа.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и
оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на
стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или
услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их
воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так,
например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинноследственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При
придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети седьмого года жизни не только
удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка.
- умеют правильно называть все геометрические фигуры и тела (куб, шар, конус, цилиндр)и
называть их структурные компоненты;
- владеют навыками конструирования предметных форм по схемам (конструктивным и
силуэтным);
- умеют составлять целое из частей;
- владеют навыками счета в прямом и обратном порядке до 20 и более;
- свободно пользуются условной меркой, сравнивают результаты измерений;
- успешно владеют счетом единицами, парами, тройками, успешно досчитывать до
заданного числа;
- умеют рисовать геометрические фигуры по точкам координатной сетки;
- понимают состав чисел первого десятка из 2х меньших чисел;
- знают принцип образования чисел второго десятка;
- умеют решать логико-математические задачи;
- умеют решать примеры на сложение и вычитание;
- умеют решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
- умеют самостоятельно находить решение проблемной ситуации;
Педагогическая диагностика достижений детьми планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей
программы технической направленности «Увлекательный час» осуществляется в ходе
итоговых занятий с помощью проблемных игровых ситуаций, игровых упражнений и методом
наблюдения.
Способами определения результативности программы являются диагностика,
проводимая в конце года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения, и
выставки работ детей, выполненных по окончании изучения темы. Также в конце каждой темы
приводится сценарий игры на основе игр В.В. воскобовича, как итоговое мероприятие.
Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора
развивающих игр: Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1
«Методика».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».