Аннотация к ДОП ЛОГОРИТМИКА

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности
в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 -6 годам ребенок должен овладеть четким
произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в
анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга,
несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движение. Ученые коррекционной педагогики доказали связь между
развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию
напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в
сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный
процесс. Коррекция нарушенных функций, а также развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности,
внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словеснологической, двигательно-моторной, произвольной).
Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или
логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по
коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по дополнительной
общеобразовательной программе - общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика»
(далее - Программа).
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с
произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и
сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном
итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения
сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление
речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и
в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный
аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка,
грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны,
формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в
двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц,
способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной
ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая
память.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова
известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам
вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму - работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность.
Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм
влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения,
понимать музыкальные произведения.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная
методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее
основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика
имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Данная Программа полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе,
алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, расстройства аутистического
спектра. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия
создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Программа рассчитана на 3 года обучения и направлена на активизацию речевого развития, формирование
правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно- двигательной координации,
развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоциональноличностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
Дополнительная общеразвивающая программа – образовательная программа дополнительного образования
социально - гуманитарной направленности «Логоритмика» предназначена для обучения детей 3 - 6 лет и
рассчитана на три учебных года:

 первый год обучения, первый модуль «Знакомство со страной «Музыка и движение»» - дети 3 – 4 года;
 второй год обучения, второй модуль «Путешествие по стране «Музыка и движение»» - дети 4-5 лет;
 третий год обучения, третий модуль «Приключения в стране «Музыки и движения»» - дети 5-6 лет.

•
•
•
•
•
•
•

Направления работы:
развитие чувства ритма - упражнения, музыкально - дидактические, ритмические игры, речевые игры с
движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку
правильного физиологического и речевого дыхания;
развитие артикуляционной и лицевой моторики - упражнения, направленные на развитие
артикуляционного праксиса, мимических мышц;
развитие общей моторики - динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию
общих двигательных и координаторных функций;
развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или
использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой
моторики;
развитие внимания - игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его
переключаемости;
развитие восприятия и воображения - игры и упражнения, способствующие развитию творческих
способностей детей.

1.2. Цели и задачи Программы
Цель: способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной
моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонетической системы, развитию
темпо-ритмических и методико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать
движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывать благоприятное
воздействие на формирование пространственных представлений.
Основные задачи Программы:
 развитие общей
и тонкой моторики, кинестетических ощущений, пантомимики,
пространственной организации движений; развитие силы, ловкости, выносливости;
переключаемости и координации движений;
 развитие
речевой
моторики (артикуляционной
и
мимической) для
формирования
артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
 формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях
общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным
обозначением;
 расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи;
 формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; освоение
ритмического многоголосья посредством игрового музицирования; осознания ритмического
своеобразия слова;
 стимулирование творческой активности: воспитание выразительности движений, умения
перевоплощаться, согласовывать характер музыки с движениями и пантомимическими
жестами;
 воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой;
 содействие
нравственному,
эстетическому
воспитанию
детей
с
речевой
патологией (формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие
умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей).
1.3. Принципы и подходы реализации Программы
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно
обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия
планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем
логопедической группы.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в
целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в
процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше
подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро
фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки,
составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в
норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком
подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков
других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично
уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно
произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка
два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким
образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее
решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития
ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются
динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал
выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором
отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования –
ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы
обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных
упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи,
оздоровления каждого ребенка.
В основу Программы положены ведущие подходы:
Системный подход. Суть данного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные
компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе
педагогическая система работы со старшими дошкольниками рассматривается как совокупность следующих
взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования,
методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход. Утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности
ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный
процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности.
Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает
обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю,
самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход. Сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его
деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель
взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне
педагогического воздействия с детьми.
Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой
ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто
принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как
системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как
творческой личности.
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Особенности развития речи детей 3- 4 лет.
Возраст 3 – 4 года – очень важный этап в жизни ребенка. В этом возрасте формируются основы будущей
личности, закладывается « фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Трехлетнему
ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место
принадлежит взрослому.
Развитие речи у детей 3 – 4лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3 годам почти
усваивает свой родной язык. Активный словарь детей от 3-х до 4-х лет растет буквально не по дням, а по часам,
примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребенку для общения достаточно несколько сотен слов, в 4
года эта цифра достигает 1,5 – 2 тысячи слов.
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако
не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трем годам часто и правильно произносят
слова, а другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно
отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены
звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры.
Речь трехлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыш о
прошлом и будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга : на пером месте подлежащее, а потом
сказуемое затем дополнение. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Они пытаются
установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Детей привлекает
звуковое оформление слов, и он даже пытается исправить плохо говорящих сверстников, хотя еще не может
определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.
В 3 – 4 года дети уже соотносят знания с речевой формой. Наличие определенного жизненного опыта
помогает им обогащать свои монологи словами – определениями. По картинке дети даже могут рассказать
небольшую знакомую им сказку. Они способны воспринимать короткие рассказы без картинок. В этом возрасте
детям свойственна диалогическая речь.
Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие сказки, рассказы, запоминает стихи и с
удовольствием их рассказывает.
В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из 5 – 6 слов.
Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные 6 предложения, употребляют предлоги « по, до, вместо»,
союзы « что, куда, сколько». В этом возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Он активно
употребляет обобщающие слова (одежда, овощи, животные и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений
окружающей действительности.
Особенности развития речи детей 4 – 5 лет.
Средний дошкольный возраст 4 – 5 лет характеризуется возрастающей произвольностью,
преднамеренностью, целенаправленностью психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия
воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Больше всего в ребенке четырех – пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам
словарный запас превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл
общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребенок хочет осмысливать значение слов,
объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и
музыкальность. Ребенок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы.
Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще
всего рифма не связана с содержанием, а лишь по особому звучит.
На пятом году жизни у детей совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков, они
способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Произношение отдельных
звуков у некоторых детей может быть еще несформированным.
В речи ребенка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчиненные. Малыш
меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.
В этом возрасте в какой – то момент ребенок начинает говорить только вопросительными предложениями
– столько, зачем и почему обрушивается на родителей ! Этот возраст называют иногда возрастом « почемучек».
Ребенок даже способен задавать вопрос – предвидение: что будет?
Его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Если ребенок 2 – 3
лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4 –
5 –й ребенок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребенок стремится
понять: что хорошо, что и почему?

Одновременно с обогащением словаря ребенка интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.
На вопросы взрослых он отвечает развернутыми фразами. В его речи преобладают простые распространенные
члены, существительные и глаголы во множественном числе. В речи детей уменьшается количество сокращений,
перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
На пятом году жизни меняется и морфологический состав за счет более частого использования глаголов,
прилагательных и наречий. В их речи появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они правильно
согласовывают прилагательное с существительными. Это способствует появлению в речи простых
распространенных и сложных предложений. Речь становится более связной и последовательной.
Дети начинают овладевать монологической речью. В этом возрасте ребенок еще не способен логично и
понятно самостоятельно рассказать о событиях. Его речь еще носит ситуативный характер. Но с небольшой
помощью взрослых ребенок 4 – 5 лет может передавать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть
небольшое стихотворение, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.
Малыш в этом возрасте как никогда легко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При
правильной организации обучения ребенка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.
Особенности развития речи детей 5- 6 лет.
Развитие речи в старшем дошкольном возрасте – одна из центральных задач воспитания. Становление и
развитие грамматической стороны речи является фундаментом для последующего усвоения родного языка.
В совершенствовании грамматического строя речи старших дошкольников центральной задачей
становится формирование языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному
образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном
высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание
словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в
любом связном высказывании.
Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно
начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Ребенок совершает
положительный нравственный выбор(преимущественно в воображаемом плане).
В это время происходит изменение в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей
становятся для них существенными. Повышается изобразительность и устойчивость взаимоотношений со
сверстниками. Общение становится менее ситуативным.
К 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире,
которые они получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного
языка, правильное произношение становится нормой. Ребенок способен сам обнаружить речевые дефекты
произношения других детей и некоторые недостатки своей речи.
Запас слов у ребенка 5 – 6 лет увеличивается до 2500 – 3000. В активном словаре появляются
обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности.
В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как
правило, не встречаются пропуски, перестановки слов и звуков. Исключение составляют только некоторые
трудные малознакомые слова.
Старшие дошкольники свободно используют средства интонационной выразительности, способны
регулировать громкость голоса и темп речи. Словарь активно пополняется существительными, глаголами,
прилагательными и наречиями.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается
обобщающими понятиями, систематизируется ( усваивают отношения антонимии– синонимии, многозначность).
Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и
числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки (
свистящие, шипящие, сонорные).
Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими
чередованиями (например: косил – кошу, гость – гощу, писал пишу),представляющими сложность для детей этого
возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно
сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих,
шипящих, свистящих – шипящих, и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая
практика.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять
сложноподчиненные предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и
монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место
положения звука (вначале, в середине и конце).
1.5. Планируемые результаты Программы
Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы дополнительной
общеобразовательной программы социально - гуманитарной направленности «Логоритмика» определены в виде
целевых ориентиров:
4-й год жизни
 дети научились правильному — положению губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
 дети развили фонематического восприятия и фонематических представлений;
 дети расширили лексический запас;
 дети развили слуховое внимание и зрительную память;
 дети усовершенствовали общую и мелкую моторику;
 дети выработали четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
 дети развили творческую фантазию и воображение;
 у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к
природе, животным.

























5-й год жизни
дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности;
дети сформировали умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
дети научились правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
дети развили музыкальные и творческие способности;
дети развили речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
дети развили правильное дыхание;
дети развили общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
дети развили зрительное, слуховое и двигательное внимание, память;
у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к
природе, животным.
6-й год жизни
дети развили коммуникативные навыки;
дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности;
дети научились дифференцировать парные согласные;
дети научились точно выполнять движения в соответствии с текстом;
дети научились основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой;
дети развили правильное диафрагмальное дыхание;
дети укрепили дыхательную мускулатуру;
дети закрепили умение выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование
правильной осанки;
дети развили координацию движений;
дети научились ориентироваться в пространстве;
дети развили артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
дети развили фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
дети сформировали привычки к здоровому образу жизни, чувство ответственности за свое здоровье,
бережное отношения к окружающему миру;
у детей сформировались нравственно-патриотические чувства, уважения к традициям своего народа.

1.6. Оценка результатов освоения Программы
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового
внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий,

индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы
проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В.,
Соломахе Л.С. и музыкальных способностей (приложение 1.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».