Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - Программа) для Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников
№ 113разработана в соответствии с:
- Федеральный закон
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, №
41, ст. 6959);
- Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 01.12.2022 № 1048 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373»;
- Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022 г. № 955 (далее
– Стандарт);
- Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 января
2027 г.;
- Федеральная
адаптированная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1022) и с учётом Федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24 ноября 2022 г. № 1023).
Программа является документом,
в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную
деятельность на уровне дошкольного образования (далее - Организации)
самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные образовательные
программы дошкольного образования (далее - АОП ДО) для обучающихся дошкольного
возраста от 5 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
АОП ДО для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
АОП ДО для
обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
Программа
определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких
как:
1. Предметная
деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая
игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная
(общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4.
Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также
такими видами активности ребенка, как:
- восприятие
художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание
и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из
разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал,
- изобразительная
(рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
Цель реализации
Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими
и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы:
- реализация
содержания АОП ДО;
- коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе
их эмоционального благополучия;
- обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
- объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование
общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.