Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 113 (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечивает образовательную деятельность, воспитание и развитие детей в возрасте от 2-х до 7 (8) лет.
Обучение и воспитание в детском саду осуществляется на русском языке.
Сроки получения дошкольного образования определены уставом ДОУ.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 14.2 ФОП ДО):
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Задачи реализации части, формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
Цели и задачи реализации части, формируемой участниками образовательных отношений сформулированы на основе:
- образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст
- образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий и ранний возраст
- парциальных, авторских образовательных программ, методик выбранных ДОУ;
- характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- образовательных запросов родителей, социума;
- обобщенных ожидаемых результатов;
- результатов педагогической диагностики предыдущего образовательного периода;
Цель:
для детей раннего возраста:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком раннего возраста, развития личности, позитивного (социально-значимого) отношения к ценностям семьи, здоровья, труда и творчества, социальной солидарности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, приобретения опыта поведения, деятельности в специфичных для данного возраста видов деятельности и/или культурных практик.
для детей дошкольного возрасте:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; формирование основ базовой культуры личности, развитие психофизиологических особенностей и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе в ходе освоения традиционными и инновационными социальными и культурными практиками, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений
Задачи реализации образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений определены:
- в соответствии с пониманием специфики образовательной деятельности ДОУ, находящей отражение в миссии ДОУ, которая показывает, каковы основные отличия нашего ДОУ от других дошкольных образовательных организаций, устанавливает связь основного и приоритетного направлений образовательной деятельности групп общеразвивающей направленности;
- с учетом специфики национально-культурных условий организации образовательного процесса
- с учетом привлечения родителей (законных представителей), педагогическпих работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды ДОУ;
- с учетом использования в образовательной деятельности образовательных возможностей района и города для развития ребенка;
- с учетом педагогической диагностики для обеспечения индивидуального подхода к детям, развития их склонностей и способностей.
Задачи с учетом парциальной программы дошкольного образования «СамоЦвет»:
детей 3 – го года жизни:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (культурная практика здоровья; двигательная культурная практика, сенсомоторная практика);
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период младенческого и раннего возраста независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика игры и общения);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром (культурная практика игры и общения; культурная практика самообслуживания и общественно-полезного труда);
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности);
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая культурная практика, культурная практика самообслуживания и общественно-полезного труда; культурная практика познания);
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей (культурная практика безопасности жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая культурная практика, культурная практика литературного детского творчества; культурная практика музыкального детского творчества; культурная практика изобразительного детского творчества; культурная практика театрализации; культурная практика здоровья;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (культурная практика здоровья; двигательная культурная практика; сенсомоторная культурная практика; духовно- нравственная культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности);
- обеспечение преемственности целей, задач воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (все виды культурных практик).
детей 7-го года жизни:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика игры и общения);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром (культурная практика игры и общения; культурная практика самообслуживания и общественно-полезного труда);
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности);
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности (духовно-нравственная культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая культурная практика, культурная практика самообслуживания и общественно-полезного труда; культурная практика познания);
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей (культурная практика безопасности жизнедеятельности, культурная практика игры и общения, речевая культурная практика, культурная практика литературного детского творчества; культурная практика музыкального детского творчества; культурная практика изобразительного детского творчества; культурная практика театрализации; культурная практика здоровья;
- содействовать дальнейшему развитию поисково-практических действий: расширению арсенала исследовательских, трудовых, учебных действий, способов получения информации; обучению доступным способам фиксирования информации – свойств и признаков предметов, явлений, событий, процесса и результатов действий с помощью рисунка, знака, слова, схемы, модели;
- обеспечить поддержку инициативы в познании окружающего мира (целостного образа предметов, явлений, событий, отношений), активности в речевом общении;
- содействовать формированию опыта рефлексии (самопонимания, самопрезентации);
- способствовать развитию навыков самоорганизации, соорганизации, понимания других, презентации совместных действий;
- способствовать формированию навыка элементарного саморегулирования активности;
- стимулировать развитие различных форм речевого творчества;
- обеспечить развитие двигательных умений и навыков; стимулировать интерес к разным видам двигательной активности; формировать опыт участия в спортивной жизни (образовательной организации, города, страны).
- воспитывать привычки здорового образа жизни;
- способствовать развитию двигательных умений и навыков, физических качеств (силы, ловкости, выносливости, быстроты и др.);
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (культурная практика здоровья; двигательная культурная практика; сенсомоторная культурная практика; духовно-нравственная культурная практика; культурная практика безопасности жизнедеятельности);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования (все виды культурных практик).
Задачи с учетом специфики национально-культурных условий организации образовательного процесса:
1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу Екатеринбургу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину Средний Урал, г. Екатеринбург, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
3. Содействовать становлению, проявлению инициативности, желания принимать участие в традициях города Екатеринбурга и горожан - екатеринбуржцев, культурных мероприятиях и социальных акциях.
4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу Екатеринбургу.
5. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых екатеринбуржцев и свердловчан.
Задачи с учетом наличия приоритетного направления деятельности ДОУ – физическое развитие детей, учитывающей образовательные потребности, способности и интересы детей. Приоритетным направлением в деятельности является содействие формированию ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательных навыков и физических качеств ребенка, развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях, через знакомство с доступными способами его укрепления, создание эмоционально-благоприятной (поддерживающей, стабилизирующей, настраивающей, активизирующей, тренирующей) среды физического развития, профилактику негативных эмоций.
Задачи с учетом детей с ограниченными возможностями детей (тяжелые нарушения речи):
- коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
- охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.