ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-6 ЛЕТ) СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛОГОРИТМИКА»
Описание образовательной программы
Своевременное
овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка
уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 -6
годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей
этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом
строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного
мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты
звукопроизношения не исправляются.
Не каждый ребенок
имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или
логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении
дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких
видов речевой работы стали занятия по дополнительной общеобразовательной программе
- общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика» (далее -
Программа).
Логоритмика - это
система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с
произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии,
преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции
неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к
условиям внешней и внутренней среды.
Логоритмика - это
комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных
упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением
специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление
речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и
речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям
внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается
дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка,
походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше
развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при
участии речи. Речь является одним из основных элементов в
двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов,
поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой
произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается
правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Логопедическая
ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это
комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь,
музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика
имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и
движения.
Данная Программа
полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе,
алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание,
расстройства аутистического спектра. Очень важна логопедическая ритмика для
детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают
положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению
логопедических упражнений.
Программа
рассчитана на 3 года обучения и направлена на активизацию речевого развития,
формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня
слухо-зрительно- двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие
артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие
эмоционально-личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение
эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
Дополнительная
общеразвивающая программа – образовательная программа дополнительного
образования социально - гуманитарной направленности «Логоритмика» предназначена
для обучения детей 3 - 6 лет и рассчитана на три учебных года:
· первый год
обучения, первый модуль «Знакомство со страной «Музыка и движение»» - дети 3 –
4 года;
· второй год
обучения, второй модуль «Путешествие по стране «Музыка и движение»» - дети 4-5
лет;
· третий год
обучения, третий модуль «Приключения в стране «Музыки и движения»» - дети 5-6
лет.
Направления
работы:
•
развитие чувства ритма - упражнения, музыкально -
дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на
развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
•
формирование правильного дыхания - упражнения,
направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического
и речевого дыхания;
•
развитие артикуляционной и лицевой моторики - упражнения,
направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
• развитие общей
моторики - динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию
общих двигательных и координаторных функций;
•
развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения
с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные
на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики;
•
развитие внимания - игровые упражнения, направленные на расширение
объема внимания, его переключаемости;
•
развитие восприятия и воображения - игры и упражнения,
способствующие развитию творческих способностей детей.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель: способствовать развитию темпа и ритма речевого
дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры,
формированию фонетической системы, развитию темпо-ритмических и
методико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и
речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывать благоприятное
воздействие на формирование пространственных представлений.
Основные задачи Программы:
- развитие общей и тонкой
моторики, кинестетических ощущений, пантомимики, пространственной
организации движений; развитие силы, ловкости, выносливости;
переключаемости и координации движений;
- развитие речевой
моторики (артикуляционной и
мимической) для формирования артикуляционной базы звуков,
физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление
навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях общения,
воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным
обозначением;
- расширение и активизация
словарного запаса, формирование фразовой речи;
- формирование, развитие и
коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; освоение ритмического
многоголосья посредством игрового музицирования; осознания ритмического
своеобразия слова;
- стимулирование творческой
активности: воспитание выразительности движений, умения перевоплощаться,
согласовывать характер музыки с движениями и пантомимическими жестами;
- воспитание переключаемости
внимания с одного вида деятельности на другой;
- содействие нравственному,
эстетическому воспитанию детей с речевой патологией (формирование навыков позитивного
межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное
поведение с поведением других детей).
Результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы дополнительной общеобразовательной программы социально - гуманитарной
направленности «Логоритмика» определены в виде целевых ориентиров:
4-й год жизни
·
дети научились правильному — положению губ, языка, зубов
при произношении изучаемого звука;
·
дети развили фонематического восприятия и фонематических
представлений;
·
дети расширили лексический запас;
·
дети развили слуховое внимание и зрительную память;
·
дети усовершенствовали общую и мелкую моторику;
·
дети выработали четкие координированные движения во
взаимосвязи с речью;
·
дети развили творческую фантазию и воображение;
·
у детей сформировалось доброжелательное отношение к
окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.
5-й год жизни
·
дети закрепили артикуляции звуков в определенной
последовательности;
·
дети сформировали умения двигаться в соответствии с
текстом, ориентироваться в пространстве;
·
дети научились правильно выполнять оздоровительные
упражнения, самомассаж;
·
дети развили музыкальные и творческие способности;
·
дети развили речевую моторику для формирования
артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
·
дети развили правильное дыхание;
·
дети развили общую и мелкую моторику, умение напрягать и
расслаблять мышцы;
·
дети развили зрительное, слуховое и двигательное
внимание, память;
- у детей
сформировалось доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное
отношение к природе, животным.
6-й год жизни
·
дети развили коммуникативные навыки;
·
дети закрепили артикуляции звуков в определенной
последовательности;
·
дети научились дифференцировать парные согласные;
·
дети научились точно выполнять движения в соответствии с
текстом;
·
дети научились основным принципам дыхательной гимнастики
по А. Стрельниковой;
·
дети развили правильное диафрагмальное дыхание;
·
дети укрепили дыхательную мускулатуру;
·
дети закрепили умение выполнять здоровьесберегающие
упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;
·
дети развили координацию движений;
·
дети научились ориентироваться в пространстве;
·
дети развили артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
·
дети развили фонематический слух, слуховое, зрительное
внимание, память.
·
дети сформировали привычки к здоровому образу жизни,
чувство ответственности за свое здоровье, бережное отношения к окружающему
миру;
·
у детей сформировались нравственно-патриотические
чувства, уважения к традициям своего народа.