ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-6 ЛЕТ) СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛОГОРИТМИКА»

Описание образовательной программы

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 -6 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по дополнительной общеобразовательной программе - общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика» (далее - Программа).

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Данная Программа полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, расстройства аутистического спектра. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

Программа рассчитана на 3 года обучения и направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно- двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально-личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.

Дополнительная общеразвивающая программа – образовательная программа дополнительного образования социально - гуманитарной направленности «Логоритмика» предназначена для обучения детей 3 - 6 лет и рассчитана на три учебных года:

·    первый год обучения, первый модуль «Знакомство со страной «Музыка и движение»» - дети 3 – 4 года;

·    второй год обучения, второй модуль «Путешествие по стране «Музыка и движение»» - дети 4-5 лет;

·    третий год обучения, третий модуль «Приключения в стране «Музыки и движения»» - дети 5-6 лет.

 

Направления работы:

        развитие чувства ритма - упражнения, музыкально - дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

        формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

        развитие артикуляционной и лицевой моторики - упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;

       развитие общей моторики - динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;

        развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики;

        развитие внимания - игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости;

        развитие восприятия и воображения - игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

 

1.2. Цели и задачи Программы

Цель: способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонетической системы, развитию темпо-ритмических и методико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывать благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Основные задачи Программы:

  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, пантомимики, пространственной организации движений; развитие силы, ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений;
  • развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; освоение ритмического многоголосья посредством игрового музицирования; осознания ритмического своеобразия слова;
  • стимулирование творческой активности: воспитание выразительности движений, умения перевоплощаться, согласовывать характер музыки с движениями и пантомимическими жестами;
  • воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой;
  • содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей с речевой патологией (формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей).

Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы дополнительной общеобразовательной программы социально - гуманитарной направленности «Логоритмика» определены в виде целевых ориентиров:

4-й год жизни

·                  дети научились правильному — положению губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

·                  дети развили фонематического восприятия и фонематических представлений;

·                  дети расширили лексический запас;

·                  дети развили слуховое внимание и зрительную память;Хочу такой сайт

·                  дети усовершенствовали общую и мелкую моторику;

·                  дети выработали четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

·                  дети развили творческую фантазию и воображение;

·                  у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.

 

5-й год жизни

·                  дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности;

·                  дети сформировали умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

·                  дети научились правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

·                  дети развили музыкальные и творческие способности;

·                  дети развили речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

·                  дети развили правильное дыхание;

·                  дети развили общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

·                  дети развили зрительное, слуховое и двигательное внимание, память;

  • у детей сформировалось доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.
 

6-й год жизни

·                 дети развили коммуникативные навыки;

·                 дети закрепили артикуляции звуков в определенной последовательности;

·                 дети научились дифференцировать парные согласные;

·                 дети научились точно выполнять движения в соответствии с текстом;

·                 дети научились основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой;

·                 дети развили правильное диафрагмальное дыхание;

·                 дети укрепили дыхательную мускулатуру;

·                 дети закрепили умение выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;

·                 дети развили координацию движений;

·                 дети научились ориентироваться в пространстве;

·                 дети развили артикуляционную, общую и пальцевую моторику;

·                 дети развили фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.

·                 дети сформировали привычки к здоровому образу жизни, чувство ответственности за свое здоровье, бережное отношения к окружающему миру;

·                 у детей сформировались нравственно-патриотические чувства, уважения к традициям своего народа.

 
Аннотация к ДОП ЛОГОРИТМИКА Документ подписан электронной подписью Серийный номер 138886899515110284398995661652590028330255961008 Директор/Заведующий Маркелова Инна Гаптрашитовна Дата подписания документа 20.03.2024 13:06:10 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».