ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТИКО - ФАНТАЗЕР»
Описание образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (3-7 лет) технической направленности «Тико – фантазер» (далее Программа) имеет техническую направленность и позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с «ТИКО» - трансформируемым игровым конструктором для обучения.
Изучив курс Программы, дети успешно овладеют основными приёмами умственной деятельности, смогут ориентироваться на плоскости и в пространстве, общаться, работать в группе, коллективе, увлечься самостоятельным техническим творчеством.
Для ребёнка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать; это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.
Программа открывает для этого самые благоприятные возможности. Дети создадут конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети освоят навыки креативного моделирования и приобретут способность синтезировать свои собственные конструкции, можно организовывать именные выставки индивидуальных работ, созданных в результате совместного творчества.
Стоит, как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам. Инструментом именно такого развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО» конструктором для объемного моделирования. Работа с ним открывает ребёнку новый мир технического знания, дает родителям возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор, а педагогам - шанс упрочить свой педагогический рост и облегчить повышение более высокого профессионального роста.
Программа обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО.
Программа, способствует развитию конструктивного мышления детей дошкольного возраста в познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности.
«ТИКО» или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения - это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Конструирование - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом и позволяющий провести время интересно и с пользой. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели.
Методологической основой дополнительной образовательной программы является:
Карпова Н.М. ТИКО – конструирование метод. рекомендации/, И.В. Логинова и др.- Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011
Объем программы - 2 года обучения, рассчитан на 39 недель в год, с недельной нагрузкой - 2 раза в неделю. Форма организации занятий - подгрупповая. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до лет не более 15 минут, от 4 до 5 лет не более 20 минут, от 5 до 6 лет не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Непрерывная образовательная деятельность в форме занятий проводится 2 раза в неделю по подгруппам (8-11 человек) у детей 4-го, 5-го, 6–го и 7 - го года жизни.
Занятия проводятся во вторую половину дня вне образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования.
Время, отведенное на непосредственно образовательную деятельность - занятия, соответствует возрасту воспитанников и требованиям СанПиН.
В образовательной программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Цель программы – формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления.