ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЧАС»
Описание образовательной программы
Данная программа направлена на всестороннее,
гармоничное развитие детей дошкольного возраста, развитие
интеллектуально-творческих способностей детей.
Программа рассчитана на пять
лет обучения, реализуется в форме кружковой работы, кружок «Увлекательный час»
охватывает детей раннего возраста, младшей, средней, старшей и подготовительной
групп. Содержание программы направлено:
-
на математическое развитие детей. В
процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных
отношений произойдет развитие мыслительных операций;
-
знакомство с буквами, звуками, слогами и словами;
Программа разработана на основе игровой
технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В.
Игра - самоценная деятельность для
дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей,
действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовывать себя «здесь и
теперь», достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому
обществу, построенному на свободном общении равных.
В игре развиваются способности к
воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт
взаимодействия и взаимопонимания.
Именно сочетание субъективной ценности
игры для ребёнка и объективного развивающего значения делает игру наиболее
подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного
дошкольного воспитания.
Детская игра - вид деятельности детей,
заключающийся в воспроизведении действий взрослых отношений между ними,
направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из
средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания
детей.
Игра способствует развитию, обогащает
жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.
Утро в детском саду начинается со слов:
«Раз – два – три – четыре - пять - начинаем мы играть!»
Сделать игру ведущей деятельностью
помогла современная технология интенсивного развития интеллектуальных
способностей у детей 2-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
Все игры объединены в комплекты по
принципу постепенного и постоянного усложнения.
Таким образом, предложенная комбинация
игр представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей
внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления.
Интуитивно определяется предматематическая подготовка дошкольников,
ознакомление их с окружающим миром, развиваются речь, изобразительные умения и
навыки.
Содержание
программы:
В основе
программы «Увлекательный час» лежит игровая технология
интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные
лабиринты игры» В.В. Воскобовича
Обучение детей
проходит в интересной игровой форме, что позволяет значительно повысить
интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя
дети узнают и запоминают цифры, осваивают цвет, форму, величину; тренируют
мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание,
память , воображение. В процессе игр дети учатся действовать в «уме» и
«мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их
творческие возможности.
Особенностью
программы является связь образного восприятия с логическим мышлением. Игры
сопровождаются игровым или сказочным сюжетом, в который органично вплетены
логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание
математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать
детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей
направлена на развитие умственных способностей и приобретение новых знаний за
пределами основной программы дошкольного образования. Распределение
программного материала представляет собой систему, предопределяющую интенсивное
развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого
мышления. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка,
ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, конструктивное умение, что
способствует творческому развитию личности дошкольника.
Объем
программы – 5 лет обучения,
рассчитан на 40 недель в год, с недельной нагрузкой – 2 раза в неделю. Форма
организации занятий – групповая (по возрастам).
Продолжительность образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет не
более 10 минут, для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до
5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для
детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
В программе определены виды интеграции
образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
1.2. Цели и задачи
реализации Программы
Цель: развитие познавательных процессов детей
дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
посредством развивающих игр. Направленность программы - техническая
Для достижения поставленной цели
первостепенное значение имеют следующие задачи:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать
новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и
объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко,
оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное,
сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного
и логического начал.
5. Формирование базисных
представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно
только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания
в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви
к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень
приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем
воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать
счастливым детство каждого ребенка.
Результатами освоения программы
являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
- умеют правильно называть все
геометрические фигуры и тела (куб, шар, конус, цилиндр)и называть их
структурные компоненты;
- владеют навыками
конструирования предметных форм по схемам (конструктивным и силуэтным);
- умеют составлять целое из
частей;
- владеют навыками счета в прямом
и обратном порядке до 20 и более;
- свободно пользуются условной
меркой, сравнивают результаты измерений;
- успешно владеют счетом
единицами, парами, тройками, успешно досчитывать до заданного числа;
- умеют рисовать геометрические
фигуры по точкам координатной сетки;
- понимают состав чисел первого
десятка из 2х меньших чисел;
- знают принцип образования чисел
второго десятка;
- умеют решать
логико-математические задачи;
- умеют решать примеры на
сложение и вычитание;
- умеют решать простые
арифметические задачи на сложение и вычитание;
- умеют самостоятельно находить
решение проблемной ситуации;